15:15, 14 декабря 2017
В институте прошла лекция филолога, искусствоведа и переводчика Ваканы Коно
5 декабря 2017 департамент «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» посетила гостья из Японии. Вакана Коно – известный исследователь русской культуры, преподаватель университета Чиба, сокуратор японских триеннале современного искусства и участник арктической биеннале, прошедшей в этом году впервые. Вакана-сан поделилась своими впечатлениями об Урале и Екатеринбурге, куда она приехала уже второй раз:
«Урал и в частности Екатеринбург, для меня, особое место где я завела множество теплых знакомств».
Основная часть лекции была посвящена теме «Путешествие. Искусство. Коммуникация. Японские триеннале и антарктическая биеннале», в которой акцент был сделан на важности общения между людьми искусства. Благодаря их взаимодействию появляется множество интересных и важных проектов. В частности, японские триеннале современного искусства, проходящие обычно не в больших городах, а в провинциях и сельской местности (Ичиго-Тсумари в Нигате, «Внутреннее море» в Кагаве и др.), родились благодаря объединению и инициативе местных жителей. К слову, с Ичиго-Тсумари, впервые проведенной в 2000-м году, начался истинный успех триеннале в Японии. В то время в провинции не было профессиональных организаторов больших международных выставок, поэтому из Токио был приглашен Фрам Китагава, который в последствии стал успешным директором сразу нескольких провинциальных триеннале.Все японские триеннале обладают своими особенностями и неповторимостью, но все же есть общие черты, которые объединяют их:
Обозначенные качества триеннале вкупе с удивительным сочетанием на них японских традиций с художественными идеями других стран, дают интересные результаты.
Особый акцент в лекции был сделан на участии в японских триеннале русских художников. Несколько раз на них приглашался Леонид Тишков со своими «лунными инсталляциями». По наблюдению Ваканы-сан, его искусство очень нравится японцам, художник популярен среди населения (его зовут Тишков-сан). Знаковой стала инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Рисовое поле», показанная на триеннале Ичиго-Тсумари в 2000-м году. Создающая символический образ местных жителей, без устали трудящихся на рисовых полях, эта работа по просьбе местных жителей оставлена для постоянного экспонирования в местной среде. Так получилось с работой Александра Пономарева на триеннале «Внутреннее море»: его качающиеся лодки, посвященные местным рыбакам, так полюбились жителям, что «поселились» там навсегда.
Логичным завершением вечера стал рассказ о Первой Арктической биеннале, идеологом и комиссаром которой стал российский художник Александр Пономарев. На ней не было ни павильонов, ни экспозиции. Это была постоянно движущаяся экспедиция, во время которой художники создавали произведения, вовлекая в процесс всех участников проекта. Увы, произведения существовали совсем недолго, после краткого экспонирования фотографировались и демонтировались, чтобы не нарушить экологию шестого континента. Не так важно время реальной жизни произведения искусства, сколько диалог и связь между людьми, рожденные общим процессом. Арктическая биеннале не ограничилась только экспедицией, по сегодняшний день проходят ее обсуждения и конференции с участием художников, кураторов и искусствоведов. Тема продолжает жить и, по убеждению Ваканы Коно, через два года обязательно состоится новая экспедиция.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12