14:19, 25 декабря 2017
Александр Палкин в спецпроекте 66.ru рассказывает о том, как оцифровать книгу времен Ивана Грозного и подружиться с единоверцами
66.ru продолжает спецпроект об ученых Уральского федерального университета. В новой серии — молодой ученый Александр Палкин рассказывает, как правильно сканировать книгу XV века; показывает самое большое в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга хранилище старопечатных и рукописных книг; объясняет, кто такие уральские единоверцы и чем они отличаются от своих предков; а также вспоминает, как несколько лет назад отправился с ними в паломничество по святым местам.
Александр Палкин — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований, доцент кафедры истории России УрФУ. Сфера его научных интересов — история старообрядчества, единоверия, Русской православной церкви и конфессиональная политика Российской империи. Также, вместе с другими сотрудниками лаборатории, он отвечает за коллекцию старопечатных и рукописных книг, самые ранние экземпляры которой датированы рубежом XV—XVI вв. Поэтому мы попросили его рассказать не только о жизни современных единоверцев, но и о том, где и как хранятся уникальные книги времен Ивана Грозного и Петра Первого.
Об уникальной коллекции старопечатных книг
— Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета — крупнейшее за пределами столиц хранилище старопечатных изданий и рукописей в кириллической традиции. Самые ранние экземпляры датированы рубежом XV—XVI вв. Сегодня наша коллекция насчитывает почти 6 тыс. единиц хранения.
Книги хранятся в специальном помещении, где с помощью прецизионной климатической установки мы поддерживаем нужный температурно-влажностный режим 24 часа в сутки. В среднем температура в помещении не превышает –18 С. Свет разрушает бумагу, поэтому в помещении темно. Все издания хранятся в специальных коробках из бескислотного картона, которые были приобретены на средства гранта Британской библиотеки на сохранение наследия доиндустриальных обществ.
Один из самых ценных экземпляров нашего хранилища — первопечатный «Апостол» Ивана Федорова. Часто эту книгу называют первой печатной русской книгой. На самом деле это первая русская печатная датированная книга. Также у нас есть издания «Анонимной», дофедоровской типографии времен Ивана Грозного. Это очень редкие вещи.
Особого внимания заслуживают иллюминированные, то есть украшенные миниатюрами, рукописи. Среди них встречаются настоящие шедевры мирового искусства. Один из них — «Апокалипсис» 30-х гг. XVIII века с изображением Петра Первого. Иллюстрации к этой книге делал один из родоначальников знаменитой невьянской школы иконописи, Петр Федорович (в иночестве — Паисий) Заверткин.
В хранилище много уникальных певческих рукописей. Благодаря им сегодня мы можно услышать, какой была музыка несколько столетий назад. В Древней Руси ее записывали с помощью значков, напоминающих рыболовные крючки, поэтому такие рукописи называют крюковыми. В нашей лаборатории есть специалист, который умеет их читать. Также этим знанием обладают старообрядцы. Они, кстати, пользуются подобными обозначениями до сих пор.
О том, сколько единоверцев на Урале и кто они такие
Главная тема, которой я занимаюсь последние 12 лет, — это история единоверия. Когда-то, как и многие студенты, я ходил по кафедрам и думал, на какой теме мне остановиться. Выбрал тему «Единоверие: поиски компромисса между православной церковью и старообрядцами», меня заинтересовала формулировка, удачно придуманная моим научным руководителем в студенческие годы, заведующей лабораторией И.В. Починской. Тогда я думал, что старообрядцы — это такие странные, бородатые люди, что преодолеть раскол возможно. Правда, потом я понял, что это не совсем так. Старообрядцы — вполне прогрессивные и уж точно не дикие люди, а преодоление раскола — утопия.
Прежде всего необходимо сказать, что такое единоверие. Единоверие — форма присоединения старообрядцев к официальной церкви, при которой они сохраняют богослужение по старым книгам и обрядам, но подчиняются епархиальному начальству господствующей церкви.
Быть единоверцем в XIX веке было очень трудно, потому что это был такой компромисс. Единоверцам приходилось ходить по тонкой ниточке, балансируя между старообрядцами и официальными православными и зачастую встречая неприятие и с той, и с другой стороны. Само по себе единоверие было и до сих пор остается промежуточным звеном, с помощью которого люди переходили из старообрядчества в официальную церковь.
В Свердловской области существуют три единоверческие общины. Первая и самая ранняя появилась в 90-е годы, под Нижним Тагилом, в поселке Горбуново. Случилось это после того, как один из наставников старообрядцев-часовенных, отец Леонтий, вместе с частью паствы перешел в единоверие. Отец Леонтий искал таинств, большинство из которых (как, например, Причастие) не могут совершаться без священника, а своих священников у староверов-часовенных нет. Часовенные происходят от староверов-беглопоповцев (т.е. нелегально принимавших священство), которые в 1840-е гг. в большинстве своем отказались принять единоверие и перешли к беспоповской практике.
Остальные общины появились в нулевые годы. Община в Верхнем Тагиле также состоит из бывших часовенных, наставник которых отец Сергий перешел в единоверие в 2007 году. Третья община находится в Быньгах. Ее возглавляет отец Игорь — православный священник, последовательно и аккуратно реконструирующий древнерусскую богослужебную традицию и восстановивший почти полностью разрушенный единоверческий храм под Невьянском.
Все три общины легальны, все входят в структуру Русской православной церкви и подчиняются своим правящим архиереям. Многочисленными назвать их нельзя. На область у нас где-то человек 300 единоверцев. При этом в Быньгах их практически нет, люди приезжают на службу из Екатеринбурга.
Несмотря на малочисленность, активной проповеднической деятельности единоверцы не ведут. Для них куда важнее заниматься религиозным образованием своих прихожан. Наверное, поэтому молодых людей среди них не так много. При этом все общины открыты. Если вы захотите прийти на службу, вас никто не прогонит.
Полный материал — на сайте 66.ru.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12