14:00, 4 декабря 2018
Режиссер рассказал о будущей картине и пояснил, почему фильм «Нелюбовь» не о безнадежности
Известный кинорежиссер и сценарист Андрей Звягинцев, гость XV фестиваля «Кинопроба» посетил университет и рассказал студентам УрФУ, почему планирует снять фильмы о Великой Отечественной войне, какой вирус поразил общество и какова цель трагичного конца картины «Нелюбовь».
«Идея, которая сейчас меня волнует (очень надеюсь, что в январе решится вопрос с запуском новой картины) — фильм о Великой Отечественной войне, — рассказывает режиссер. Первая новелла — Киев, Бабий Яр. Вторая — блокадный Ленинград. Третья новелла родилась из рассказа приятеля: дед, умирая, рассказал внуку, как на исповеди, свою историю. Она просто фантастическая».
Сценарий картины написан в 2010 году, однако тогда на высокобюджетный фильм не удалось собрать необходимую сумму. Если в январе у создателей получится запустить проект, то зрители смогут увидеть фильм весной–летом 2021 года.
Кино про события Великой Отечественной войны — также своего рода отклик на милитаризацию общественного сознания, поясняет Звягинцев.
«У меня нет желания переламывать взгляды на Великую Отечественную войну. Кроме одного. Те потери, которые понесли мы, несопоставимы ни с чем. Поэтому, когда на заднем стекле машины пишут „Можем повторить. Дойдем до Берлина“ — это дикое безумие, беспамятство. Хочется резонировать и реагировать на это. Вы хотите опять потерять 30 миллионов человек? Вы вообще думаете, когда вешаете это на заднее стекло своего автомобиля? Вы понимаете цену этому или нет?» — говорит режиссер.
По ощущениям Звягинцева, общество поразил вирус возрастающего разобщения, недоверия, агрессии, неприятия другого.
«Мне 53, и на моих глазах разворачивается изменение человеческого вида. Отчасти фильм „Елена“ был откликом на изменение этого вида, — поясняет сценарист. — Когда я был молодым, была совершенно другая духовная среда. Сейчас такое ощущение — тяжелее дышать. Не знаю, как с этим справляется молодежь, наверное, адаптировалась. Мне трудно адаптироваться. Я не понимаю, что с этим делать. Все, что я могу — это свидетельствовать время. Я наблюдаю и как-то реагирую своими фильмами».
Вместе с тем, по словам Андрея Звягинцева, фильм «Нелюбовь» не о безнадежности:
«Закончился фильм. Вы выходите из зала подавленные. Вам жаль мальчика, вам жаль этих людей. Ощущение трагизма неизбывного, вечного. Выходите на улицу, а там морозно, например, или солнце светит. С подругой вышли. Заговорили с ней. И все как-то легче и легче становится, — говорит Андрей Звягинцев. — В этом смысле фильм является призывом или тревожной кнопкой, которая будит в вас эти токи, побуждает размышлять о том, что будет дальше с вами. По сути, главное — то, что будет дальше с вами. И вся надежда должна быть не на экране. Потому что на экране она напрасный дар, утешающий или делающий инъекцию новокаина „все будет хорошо“».
По словам автора картины, образы в фильме каждый интерпретирует исходя из собственного мироощущения. И если для кого-то эпизод с героиней на беговой дорожке в спортивном костюме с надписью «Россия» — символ безысходной повторяемости, зацикленности, то для другого — примета времени: мода на спортивные костюмы после олимпиады в Сочи.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12