11:53, 24 апреля 2019
В вузе прошли лекции о том, как правильно писать о научных исследованиях
В Уральском гуманитарном институте 23 апреля прошла серия семинаров «Нельзя молчать: как рассказать о своем исследовании». На одном из них выступил редактор отдела науки «Русского репортера» Андрей Константинов. Журналист раскрыл секреты, как можно правильно показать любое научное открытие и сделать материал полезным и интересным для читателя.
Популяризация науки — перспективное сегодня направление. Хотя бы потому, что наука дает человечеству надежду на будущее, уверен Андрей Константинов. В ней можно найти ответы на самые сложные вопросы. Чтобы это происходило, журналист должен правильно готовить тексты в жанре научной журналистики. Проще говоря, делать их понятными для восприятия обычным человеком, а не только ученым сообществом. У научных журналистов с гуманитарным бэкграундом есть преимущество: их изначально учат писать хорошо, поэтому им проще найти нужные метафоры и образы для передачи даже самой сложной информации.
Чтобы сделать информацию более привлекательной, следует поместить ее в контекст, который интересен. Также рекомендуется использовать метафоры — что-то далекое нужно сделать близким, понятным и простым. Отличными приемами станут очеловечивание и вписывание в историю. Иногда захватывающей истории нет, и ее приходится придумывать. Андрей Константинов уверил, что такой прием отлично работает в рекламе высокотехнологичных продуктов.
«Самая яркая пиар-кампания — промобот. Он стоит возле магазина, может рассказать, где и что продается, запоминает лица людей. Его покупают в мире больше, чем все остальные сервисные российские роботы вместе взятые. На Ленте.ру появилась новость: „Робот попытался сбежать“. Рассказывается, что промобот вышел за пределы полигона, но застрял на дороге. Его, конечно, снимали на видео. Это архетипическая история: тема обретения свободы, очеловечивание. И вот, мы уже его любим и ему сочувствуем», — рассказал Константинов.
Гость упомянул, что последние исследования поведения и внимания человека говорят об одном: наш мозг чрезвычайно социален. Наш интерес — это другие люди. Об этом должны помнить журналисты, когда пишут о науке.
«Наш мозг — страшно затратный аппарат, который обрекает нас на страшные эволюционные невыгоды. Ребенок беспомощный: не может сам питаться, его может съесть хищник. Ни одно животное так не делает — и все это ради этого гигантского мозга, который съедает 25% нашей энергии. Он нужен для общения, чтобы понимать людей, чтобы с ними взаимодействовать. И поэтому мы привносим в наши научно-естественные материалы максимальное очеловечивание», — акцентирует внимание журналист.
Следующий привлекательный для читателя контекст — это открытие, «дух детской науки». Людям нравится ощущение чего-то волшебного. Так, в «Русском репортере» стараются делать исследования, собирая мнения разных специалистов в одной области. Это усиливает впечатление.
«Меня привели в лабораторию, и там я узнал потрясающую вещь: крылья бабочки вовсе не окрашены пигментами, а просто у них такой рельеф, что свет преломляется и дает узоры. Таким образом, все может быть покрашено с помощью нанесения микрорельефа. Я потрясен: для человека любопытного это открытие», — поделился впечатлениями Андрей Константинов.
Один из способов упрощения и привнесения «жизни» в сухие научные факты — использование метафор. По словам Константинова, они доставляют много радости читателю. Конечно, это способно вызвать неоднозначное мнение у ученого: метафора может исказить строгий научный смысл. Для этого следует показать текст исследователю, о котором пишет журналист, и попросить проверить публикацию на ошибки. Андрей Константинов уверен, что хороший текст обязательно понравится ученому — и он примет участие в доработке будущей публикации.
Кроме того, на площадках института естественных наук и математики и в УГИ участники прослушали семинары «Место для статьи в карьере ученого» и «Зачем ученым популяризация: или „краб-отшельник“ как вымирающий вид ученого».
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12