10:00, 27 января 2020
Об информационных технологиях в литературоведении рассуждает Анна Меньщикова
Мы начинаем серию интервью с организаторами конференций IV Международного молодежного конвента. Старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы УГИ УрФУ Анна Меньщикова рассказала о прорывах и рисках информационных технологий в литературоведении.
Какие прорывы есть в литературоведении как области знания?
Сегодня можно услышать такое мнение, что литературоведение как наука себя исчерпала и что это даже не наука. На самом деле, еще академик Дмитрий Лихачёв говорил, что в литературоведении важна точность. Дело в том, что литературоведение находится на грани искусства и науки, и точность в этом случае является определяющей, если мы говорим об исследовательском потенциале этой области знания.
Что такое точность в литературоведении, и при чем здесь цифровые технологии?
Дело в том, что когда мы анализируем текст, мы обращаем внимание на смысловое ядро, на художественный мир автора, поднимаем другие литературоведческие вопросы. Точность состоит в том, что это смысловое, не всегда постижимое ядро — ведь мы не можем заглянуть в голову автора и узнать, так ли он думал на самом деле (и строго говоря, не должны ставить вопрос именно так, работая прежде всего с текстом), — по метафоре Лихачёва, со всех сторон облекается точными вспомогательными дисциплинами литературоведения. К таким дисциплинам относится, например, текстология, исследования, связанные со стихотворными формами — все то, что поддается однозначному трактованию, проверке.
В этом смысле мне кажется, что информационные технологии дают возможность уточнить некоторые данные — к примеру, если мы обращаемся к национальному корпусу русского языка или другими системам. Показателен опыт профессора Михаила Мухина, который занимается исследованиями корпусной лингвистики. Например, он представил график словоупотребления — как одно и то же слово употребляется у разных авторов с разным контекстом и в каком количестве. То же самое можно сделать со всеми единицами текста. Литературоведам это дает более выверенную, опирающуюся на количественные данные статистику, которую мы впоследствии можем присоединить к анализу стиля конкретного автора или эпохи.
Кроме того, в последнее время появилось много цифровых литературных проектов. Один из них сайт «Толстой», который позволяет нам увидеть репрезентацию мира Толстого, в частности, мира его романа «Война и мир» в графиках, таблицах и схемах. Это оказывается невероятно интересно, поскольку мы знаем, что роман огромный, школьники и вовсе его часто недочитывают, если вообще открывают. А когда мы открываем сайт, мы видим, например, как меняются взаимоотношения героев от тома к тому, с каким годом связаны те или иные события. Таким образом, мы, не обедняя мир романа, видим полезные и интересные факты для ознакомления с ним.
Обобщая сказанное, попытка уточнить часто абстрактное и не до конца постижимое с помощью информационных технологий — это один из векторов развития современного литературоведения.
Важно понимать, что, изучая литературу, необходимо знакомиться с исследовательской литературой. Сегодняшние технологии позволяют студентам знакомиться с видеолекциями литературоведов, поэтов и писателей.
И все же, каковы риски использования таких технологий?
Риски, на мой взгляд, связаны с излишней цифровизацией литературы. Проблема лежит несколько глубже. Сегодня я вижу, что в университет приходят студенты нового поколения, которое с самого раннего детства работают с «цифрой», и это определенная формация нового человека. Эту формацию отличает изменение свойств памяти. Студенты с трудом запоминают тот объем информации, который еще 5-10 лет назад не вызывал сложностей. Эта проблема связана и с преподаванием, и с наукой.
Вопреки прогрессу риск видится в уходе от культуры напечатанной на бумаге книги. Помимо утраты удовольствия от перелистывания страниц, есть более реальная практическая проблема: каноничности публикуемого в интернете текста. Непрофессиональный читатель (то есть не филолог) едва ли заметит ошибки, что влечет к искаженному впечатлению от прочитанного (по сути мы часто имеем дело с «бракованными» текстами). Я уже не говорю о публикуемых некачественных интерпретациях текста, кратких содержаниях с ошибками ит.д.
Как будет меняться образовательный процесс с точки зрения озвученных вами рисков?
Это открытый вопрос. Наш департамент один из самых остепенённых, преподаватели видели разных студентов. Сегодня они все стоят перед большим выбором — что делать? Вероятно, вопрос будет связан с изменениями учебных программ. Здесь важно соблюсти баланс — не упростив, дать то, что сегодняшний студент может воспринять и использовать в дальнейшем в своей профессиональной работе.
Траекторий развития методики преподавания много. Вероятно, мы все больше будем приходить к использованию цифровых технологий. Я думаю, один из вариантов —обращение к междисциплинарным областям там. где это может быть уместным. Например, говоря о поэзии шестидесятников, можно говорить не только о самой поэзии, но и о советском кино, где звучат стихи поэтов этого периода. Мой опыт показывает, что у студентов сразу загораются глаза, они читают поэзию с большим интересом.
Что интересного ожидается на конференции в рамках конвента?
Хочется надеяться, что в этом году работа на литературоведческой секции конвента пройдет оживленно, темы будут соответствовать заявленному для размышления направлению. Я надеюсь, что в этом году мы узнаем больше о сайтах наподобие «Толстого» и проектах, связанных с привлечением школьников к чтению. Проблемы, на мой взгляд, остаются старыми, появляются лишь новые механизмы для их решения.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12