11:00, 27 февраля 2020
Уральская семантическая школа подготовила более 20 словарей за 40 лет работы
Языковеды Уральского гуманитарного института УрФУ составляют многотомный Большой толковый словарь синонимов русской речи — в единственном в своем роде фундаментальном труде представлены не только синонимические и антонимические, ряды, включающие близкородственные значения, которые отражены другими частями речи, но и фразеологические множества, в том числе пословицы и поговорки. Идет работа над пятым томом.
Так, от слова любовь расходятся ряды таких слов и выражений, как ласковость, заколдовывать, возлюбленный, взаимно, вкус, приверженность, охота, бзик, мания, неприязнь, ненавидеть, мизантроп, положить глаз, по уши влюбиться, не чаять души и многих других.
Еще один проект, осуществляемый сегодня в УрФУ, — обширный словарь синонимико-антонимических комплексов, в котором будут представлены не только парные оппозитивные понятия, а все многообразие синонимических рядов, участвующих совместно с антонимами в отображении отношений противоположности.
«Семантические словари отражают картину мира: глагольные — процессуально-событийную, существительные — предметную, синонимы — то, что находится в центре этой картины. По объему словарных статей в словаре синонимов мы видим, что особо значимо для носителей русского языка, видим национальные приоритетные представления, ментальное ядро картины мира, — комментирует завкафедрой фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УГИ УрФУ Людмила Бабенко. — Так, основу словаря синонимов составляют синонимические ряды, отображающие чувства, речь, интеллект и физиологию человека, они занимают 25 % словаря. По количеству синонимов статьями-рекордсменами являются синонимические ряды с доминантами работать, уставать и пить, а отдых в чистом виде в словаре на отражен, так как отдых для русского человека — это не праздное времяпрепровождение „на диване“, а смена вида деятельности: охота, рыбалка, вышивание и тому подобное».
Филологи УрФУ уже создали и выпустили в свет более 20 уникальных словарей.
«Есть два метода составления семантических словарей. Логический задействует знания об окружающем и внутреннем мире. Идентификаций, разработанный Эрой Васильевной Кузнецовой, — извлекает знания о мире из языка — семантики слов, — объясняет профессор Бабенко. — Еще в конце 1980-х годов, используя данные различных толковых словарей, мы структурировали русские глаголы по определенному идентифицирующему компоненту, по принципу тождества и дифференциации семантики глаголов. Таким образом, мы описали глаголы состояния, действия, деятельности, отношения и так далее, „рассортировав“ их по полям, классам, группам и подгруппам. И хотя этот первый словарь лексико-семантических групп русских глаголов был небольшим и списочным по типу, он произвел фурор в научном мире и до сих пор активно используется в изучении русского языка как иностранного».
Уже в конце 90-х годов создан Большой толковый идеографический словарь русских глаголов — со словарными статьями, описывающими значения слов, содержащими их синонимы и антонимы, английские эквиваленты. Затем были созданы Большой толковый словарь существительных, пять вариантов словарей синонимов, среди которых и самый полный на сегодняшний день Словарь-тезаурус синонимов русской речи, содержащий около 50 тысяч синонимов и 8 тысяч синонимических рядов, Словарь-тезаурус прилагательных, который ценится педагогами и литераторами, Словарь ключевых концептов русского языка и многие другие — как для широкого пользователя, так и для отдельных категорий — школьников, ученых.
«Возьмем такие глаголы, как идти, шагать, бежать, скакать, кружиться, вертеться, подниматься, опускаться, ползти, плыть, лететь — все они имеют общий компонент, передают один и тот же смысл: движения живого существа. Идти, шагать, бежать — двигаться по твердой поверхности, кружиться, вертеться — по окружности, подниматься — верх, опускаться — вниз, ползти — прижимаясь телом, плыть — двигаться в воде, лететь — в воздушном пространстве, — приводит примеры заслуженный деятель науки РФ Людмила Бабенко. — Между некоторыми лексико-семантическими зонами много пересечений. Это, к примеру, слова, связанные с речью, психологическими проявлениями, поведением и оценками. Скажем, лгать, с одной стороны, означает и говорить, обозначая речь как действие, с другой — характеризует содержание речи говорящего, а также его самого, черту его характера, настроение, поступок».
Постижение языка, уверены ученые, — это познание истории, культуры, ценностей нации. Закономерно, что словари, выпущенные в свет представителями Уральской семантической школы, востребованы и популярны и в России, и за границей — в образовательных центрах стран Западной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Японии, на Тайване.
Рассмотреть полувековую историю и результаты изучения лексических множеств, осмысления их сущности и природы, этапы и логику исследований, результаты которых воплотились в более чем двух десятках самобытных словарей, — такую задачу ставит перед собой Людмила Бабенко.
«Общей теории лексических множеств пока не существует. Что представляет собой вся совокупность лексических множеств разных типов как целостная динамическая система? Как она представлена в различных теоретических материалах и словарях, которые отражают смену научных парадигм описания лексических множеств и динамику их интерпретации? Эта проблема остается не решенной, актуальной, теоретически и практически значимой», — добавляет ученый.
Работа по написанию большой обзорной статьи, призванной разрешить описанную научную проблему, поддержана грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Полвека назад структурно-семантический подход, широко признанный в мире и применяемый учеными УрФУ, в лингвистике вызывал ожесточенное сопротивление некоторых специалистов.
«Были ученые, которые писали в газету „Правда“, самую влиятельную в Советском Союзе, выступая против структурно-семантического подхода, — вспоминает Бабенко. — На последней полосе газеты вышла статья с обвинениями в адрес одного из лидеров этого научного направления — члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова, структурно-семантический подход назывался лженаукой. Наш учитель, завкафедрой современного русского языка, основатель Уральской семантической школы Эра Васильевна Кузнецова писала в ту же „Правду“ в защиту Юрия Николаевича».
Многие считали, что лексика — настолько обширная область, что ее невозможно качественно систематизировать и классифицировать. Однако кропотливая работа структуралистов позволила последовательно, от большой совокупности к малой, распределить слова русского языка на лексико-семантические множества — поля, классы, группы и подгруппы, причем установив огромное количество связей между ними.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12