11:00, 29 апреля 2020
Статья Юлии Токаревой опубликована в газете «Медицинские вести»
Статья подготовлена при участии: доктора психологических наук, заведующей кафедрой управления персоналом и психологии Уральского гуманитарного института УрФУ Юлии Токаревой и доктора психологических наук, заместителя главного врача по медицинской части МАУ «СП №12» Александра Чернавского.
За последние недели жизнь медицинских учреждений меняется молниеносно: перепрофилируются отделения, изменяются потоки госпитализации пациентов, врачи и не-врачи с тревогой читают «сводки» из зарубежных, московских и теперь уже городских больниц.
Медицинские работники без преувеличения сегодня стали героями этой планеты. К сожалению, никто точно не знает, как будет развиваться пандемия, и сколько еще врачам и медсестрам придется работать в авральном режиме. Одна из главных задач, которая сейчас стоит перед каждым из нас — сохранить свое психическое здоровье не только для работы, но и для семьи и будущей жизни. Которая, конечно же, будет. Нашими общими усилиями.
Работа больниц сейчас изменилась полностью, у нас даже появились новые термины: «мирное» время и то, в котором мы живет сейчас, по всем признакам явно «не-мирное». Прежние трудности, которые омрачали наш быт и портили настроение на работе, как будто почти ушли. Сейчас все иное, и вести мы себя можем по-разному. Психологическая и эмоциональная напряженность у одних сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов. У других — ведет к снижению или даже срыву работоспособности, ухудшению здоровья, проявлениям стресса, которые мешают жить.
Откуда такая разница? Потому что каждый человек вырос в своих индивидуальных условиях, привык к разным условиях труда, каждый по-разному понимает степень опасности. Чтобы все это вместе с выпавшими на его долю испытаниями человеку преодолеть, ему нужно знать то, как он может уменьшить такое влияние на собственную психику.
В психологии есть такой термин — «совладающее поведение». Если следовать словарям, то совладающее поведение — это целенаправленное социальное поведение, позволяющее медицинскому работнику справиться с трудной профессиональной и жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации — через осознанные стратегии действия. Находясь на передовом крае борьбы с опасной инфекцией, врач, медицинская сестра, лаборант, любой другой специалист — это прежде всего человек, личность, которая и сама нуждается в психологической поддержке и внимании. Непросто выстроить правильную стратегию совладающего поведения в сложной обстановке, когда нет возможности ни спрятаться от проблем, ни возложить тяжесть решения на других, а нужно грамотно и профессионально выполнять свою работу.
Использование понятия «совладающее поведение» по отношению к медицинским работникам связано с первыми исследованиями, проведенными в начале XXI века, в которых убедительно доказано, что представители медицинской профессии находятся в постоянном стрессе. Результаты исследований, проведенные в МАУ «Стоматологическая поликлиника №12», и наша собственная психологическая практика показывают, что врачи чаще используют зрелые, конструктивные защитные механизмы (интеллектуализация, реактивное образование), средний медицинский персонал использует более простые защитные механизмы — например, отрицание. Психология еще раньше глубоко изучила механизмы совладающего поведения, и готова помочь как в общих рекомендациях, так и в каждом конкретном случае в повышении адаптационных способностей и эмоциональной устойчивости.
Любая проблема имеет 7 психологических стадий
Конечно, данное деление условно. Первая — это шок. Вторая — отрицание. Третья — поиск виноватых, сопротивление. Четвертая — паника. Пятая — депрессия, уход в себя. Шестая — принятие. Седьмая — перемены. При правильном психологическом сопровождении четвертой и пятой стадии можно избежать. Легче всего переносится стадия «перемен», так как до нее была проделана большая работа, связанная с пониманием ситуации, выработкой собственных путей ее решения и преодоления. Общаясь и взаимодействуя, человек поддается влиянию, сомнениям, а чаще даже и всем возможным негативным эмоциям. Неумение выбирать информацию, привычка доверять не себе, а другим очень мешают появлению собственной стратегии преодоления, совладания.
Важно знать и чувствовать себя, руководствоваться собственными психологическими ресурсами и сильными сторонами
Найдя выход и решение сложной ситуации, человек освобождается от напряжения и, чувствуя эмоциональный подъем, готов жить иначе и видеть в новом не меньшие, а может даже и большие возможности. Ускорить прохождение самых тяжелых психологических стадий возможно только благодаря собственной оценке ситуации и разработке «плана действий».
Каждый «новый день», день в новом положении, например, в условиях изоляции или ненормированной работы, должен быть спланирован. Работа по плану позволит держать себя в адекватном рабочем состоянии. Если говорить о врачах, которые работают в режиме систематического стресса и при отсутствии полноценного отдыха, то весь период пандемии им придется использовать самые разные психологические механизмы. Для каждого будет свой путь совладания. Желательно, чтобы это были конструктивные защитные механизмы и адекватные способы снятия напряжения и отдыха.
Тяжелее будет после того, как опасность отступит, так как организм будет требовать восстановления сил, и, конечно, здесь важно будет внимательно следить за состоянием здоровья. Специалисты с высоким социальным интересом, испытывающие потребность в социальных контактах и желании быть нужным, легче перенесут такой сложный во всех отношениях режим. Сотрудники с социальным интересом, для которых активное общение, контакты вызывают чувство эмоционального выгорания, могут столкнуться с чувством раздражения, пренебрежения и даже ненависти к другим. Это связано с внутренним конфликтом от переизбытка общения и информации.
Хотим обратиться к руководителям, что все распределение служебных обязанностей сейчас должно строиться на административных управленческих решениях. Четко, но с пояснением и необходимым обоснованием. Если на человека возложен дополнительный функционал, и он с ним не всегда хорошо справляется, то его ни в коем случае нельзя наказывать и не давать сотруднику зацикливаться на ошибках
Нужно помогать, поддерживать и поощрять! Сам руководитель должен выступать образцом работы в стрессовой ситуации. Как бы ему тяжело не было.
Лучше всего сложные задания для коллектива разбивать на мелкие. Тогда не будет страдать качество работы, и можно на любом этапе исключить из данного процесса того, кто не справляется без ущерба для всего процесса.
В заключение мы хотим отметить, что сейчас медицинские работники, организаторы здравоохранения, медицинские службы делают все возможное для оказания своевременной медицинской помощи каждому человеку. Но и каждый человек должен понимать, что успешность всей работы по ограничению распространения коронавирусной инфекции зависит от сформированной ответственной личностной и гражданской позиции. Которая включает в себя новую, экстремальную логику жизни, бытия как собственную реальность. Сегодня каждому человеку нужно перестроить свой образ жизни, работы, поведения, общения и свое отношение к различным сторонам жизни, в том числе, и к самому себе.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12