13:38, 25 января 2021
25 января – день рождения российского студенчества. Какие они, современные студенты, чем они интересуются и любят ли они учиться, рассказывает эксперт УГИ, доцент кафедры прикладной социологии Софья Абрамова.
Студенты – одна из самых активных категорий населения. Сколько сегодня студентов в России? Можно ли Екатеринбург назвать студенческим городом?
Студенты – ресурс развития общества. Сейчас в России около 4 миллионов студентов, что составляет примерно 2,85% населения нашей страны. В Екатеринбурге проживает более 140 тысяч студентов. Получается, что каждый десятый житель столицы Урала – студент! Так что Екатеринбург – это студенческий город, в котором сосредоточены научные и учебные центры и развлекательная инфраструктура для насыщенной жизни студентов вне стен вузов. Наш город по числу проводимых музыкальных концертов, кинофестивалей, мастер-классов, спортивных соревнований и других мероприятий, безусловно, интересен студенческой молодежи. Мы видим это и по результатам опросов. Студенты – своеобразный драйвер социального развития. Университеты «поставляют» высококвалифицированные молодые кадры для регионального рынка труда, а выпускники вузов вкладывают свои знания в развитие региона, деньги – в рынок жилья и услуг и, конечно, создают семьи, тем самым обеспечивая демографический прирост населения.
Сейчас изменилось отношение молодежи к учебе. Говорят, что раньше студенты учились и подрабатывали, а теперь – работают и подучиваются. Справедливо ли такое утверждение?
Стремление к материальной независимости и самореализации – одна из базовых характеристик современной молодежи. А студенты – это та часть молодежи, которая ставит перед собой наиболее четкие цели, которая очень активна в их достижении, в полной мере задействуя свои ресурсы. Ради достижения своих целей студенты готовы на ненормированный график работы, они готовы трудиться по 14 часов в сутки, ограничивая общение с родными и друзьями. Вузы, в свою очередь, стараются учитывать эти обстоятельства при составлении расписания, обеспечивают взаимодействие с работодателями и т.д. Неудивительно, что в таких обстоятельствах около 15% студентов работают уже на 1 курсе, а к 4 курсу бакалавриата доля работающих студентов может достигать 60%. Как правило, простая подработка не несет серьезного риска для учебы. А вот если студенту удается устроиться на «хорошую, перспективную» должность, то это событие может стать фактором снижения успеваемости или даже отчисления.
Означает ли это, что сегодняшний студент серьезнее относится к карьере и лучше учится?
Здесь мы должны понимать, что является критерием сравнения. Если мы говорим об оценках, уровне освоения знаний – то во все времена были те, кто особых стараний не проявляет. Утверждать, что таких студентов стало больше, оснований нет. Если говорить об интересе к учебе, то сегодняшние студенты чаще находятся в состоянии поиска: выбор направления обучения для них не означает окончательного выбора профессионального пути. Они с интересом могут изучать все, что может потенциально пригодиться в жизни и карьере, при этом максимально активно включаться в образовательный процесс. Если мы сравниваем сам принцип освоения знаний, то мы не можем сейчас ждать от студентов той «усидчивости над книгой в библиотеке», которая еще недавно была типичным образом студенческой жизни. Современные студенты – поколение «цифровых аборигенов», которое выросло в период цифровых технологий. И они выбирают соответствующее их ожиданиям и навыкам образовательное учреждение, которое имеет развитую электронную образовательную среду, использует мультимедийные и интерактивные технологии. И конечно, нынешние студенты чаще предлагают нестандартные идеи, они обладают творческим воображением, быстрым усвоением знаний, критичностью мышления.
Каков портрет современного студента? Произошли ли серьезные изменения за последние 10 лет в возрастном составе или интересах российских студентов?
Современные студенты – очень разные. Если говорить в целом, то учится больше девушек, чем юношей – в основном это вчерашние выпускники школ. 18 % от всех студентов относятся к возрастной категории старше 26 лет. В магистратуру зачастую поступают и в 30, и в 40 лет, когда появляется реальная потребность в получении знаний в новой сфере. Выбор специальностей и форм обучения сегодня дает возможность реализовать самые разные интересы. Больше всего студентов изучает науки об обществе – 36,5%, инженерные и технические науки – 31,4%, а также педагогику – 10,5%. При этом благодаря ЕГЭ и росту обеспеченности вузов общежитиями повысилась территориальная мобильность студентов: абитуриенты все реже ограничиваются выбором вузов региона своего проживания. За последнее время значительно увеличилась доля иностранных студентов, и как следствие – активизировались процессы интернационализации высшего образования России.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12