10:43, 1 марта 2021
Три столетия назад на Урале, на Уктусском заводе, появилась первая школа.
Три столетия назад на Урале, на Уктусском заводе, появилась первая школа. Чему учили уральских ребятишек три века назад, как была устроена система обучения, существовали ли поборы с родителей, рассказывает эксперт УГИ, профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления Алевтина Сафронова.
Уральские школы появились раньше, чем Екатеринбург. Почему школы появились при заводах, а не городах, кто был инициатором их открытия и где они действовали?
В России в первой половине XVIII в. все государственные школы находились в ведении различных ведомств (Адмиралтейской коллегии, Военной, Иностранных дел, Духовного ведомства). До их появления дети обучались грамоте, арифметике на дому или у частных лиц, за плату. Первого марта 1721 г. обучать грамоте стали на Уктусском заводе, затем словесные школы открыли на Алапаевском заводе и в трех слободах с приписными к ним крестьянами. Две арифметические школы начали действовать на Уктусском заводе и в городе Кунгуре. Словесные школы открыл по своей инициативе начальник заводов Василий Татищев, заинтересованный в увеличении числа грамотных людей при заводах. Арифметические школы были открыты им с разрешения Берг-коллегии, поскольку в них набирали уже обученных грамоте детей из церковнослужителей, подьячих, находившихся в ведении уездных властей. Берг-коллегия поощрила даже привлечение в школы детей крестьян, почему Татищев и начал открывать школы в слободах, — единственный известный нам пример в истории России XVIII в. В 1724—1725 гг. словесная и арифметическая школы стали действовать лишь при новом Екатеринбургском заводе, куда перевели учеников из других школ, в том числе и Кунгурской.
Как все было устроено в первых уральских школах?
Учеба в школах рассматривалась в те времена как обязанность, как повинность. По приказу начальства проводили перепись детей, годных по возрасту отправляли в школу. Поскольку обученных грамоте на дому в арифметические школы приходилось собирать из дальних слобод, дети теряли связь с родными на многие месяцы. Иногда учеников отпускали домой «для взятья харчевых припасов и одежды», а некоторым ни разу не доводилось побывать дома за время обучения.
Обучение было бесплатным, части учеников даже выплачивалось казенное жалованье, но о его назначении порой приходилось хлопотать им самим, подавая прошения. Например, в мае 1723 г. просили о нем 13 подростков. Жалованье составляло 1,5 пуда ржаной муки в месяц и 1 рубль в год на платье и обувь.
«Иногородних» определяли на постой к чужим людям. Поскольку часть жалованья приходилось отдавать хозяевам в обмен на продукты и оплату жилья, подросткам часто приходилось голодать и просить милостыню.
Каких-либо фиксированных сроков обучения не существовало. В первых школах работал один учитель, дети продвигались «в науках» в соответствии со своими способностями. Наиболее успешных, овладевших грамотой, переводили в арифметическую школу, а из нее распределяли к заводским делам по мере надобности. В феврале 1723 г. 12 подростков, приступивших к изучению геометрии на Уктусе, отправили одновременно обучаться самым важным заводским профессиям во второй половине дня.
Как развивалась сеть школ при заводах в дальнейшем?
В Екатеринбурге в 1735 г. открыли немецкую и латинскую школу, где впервые на Урале стали изучать иностранные языки. Обучение в латинской школе объявили обязательным для детей духовенства, проживавшего при заводах и приписных к ним слободах. Одновременно открылись школы рисования и пения. Начали готовить механиков, маркшейдеров, геодезистов, переводчиков, фельдшеров, аптекарских учеников, инструментальщиков и других специалистов. Сеть уральских школ стала крупнейшей в России, причем с широким социальным составом учащихся. В 1735 г. в них обучалось 573 ученика, в 1739 — 791. Детская грамотность среди населения заводских поселков стала приближаться к 100 %, чего не было даже в Санкт-Петербурге и Москве.
Инструкция, разработанная Татищевым в 1736 г. для учителей уральских школ, признана лучшим в России уставом начальных учебных заведений. В ней были развиты положения о профессиональном обучении школьников. Это была первая в стране программа соединения общего образования с обучением ремеслам на школьной скамье. Для иноязычных школ заказывались учебные книги из Академии наук, изданные в ее типографии и закупленные в странах Западной Европы. Эти издания выдавались в пользование ученикам бесплатно.
Как сложились судьбы первых выпускников уральских школ?
Имена многих выпускников уральских школ вошли в историю. Сын солдата Иван Ползунов, обучавшийся в словесной, арифметической школах и у механика Бахорева (1736–1747), стал изобретателем первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя. Федор Санников, Афанасий Кичигин, сыновья подьячих, обучили десятки учеников геометрии, тригонометрии, чертежам, долгие годы руководили всей сетью школ Екатеринбурга, вышли в горные офицеры. Давид Козицын и Терентий Кочкин, в 1735 г. отправленные в Инструментальную палату Академии наук, с 1746 г. возглавили изготовление математических, геодезических, маркшейдерских инструментов в Екатеринбурге. Сын ученика Уктусской школы Сергея Ярцева, Никита, пройдя обучение во всех школах, включая немецкую и латинскую, первым из выпускников в 1757 г. поступил в Московский университет, был директором первого высшего технического учебного заведения России – Петербургского горного училища (ныне Санкт-Петербургский горный университет), возглавлял уральские заводы, стал автором нескольких трудов, в т. ч. 8-томной «Российской горной истории», первым из уроженцев Екатеринбурга получил звание генерала.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12