15:20, 25 марта 2022
Директор Уральского гуманитарного института УрФУ, доктор психологических наук Эльвира Сыманюк в интервью ОТВ рассказала о том, как проявляется эмоциональное выгорание педагогов учебных заведений и как его можно предотвратить.
На этой неделе школьники ушли на долгожданные каникулы после третьей четверти. Этой передышки ждали не только ученики и их родители, но и педагоги – именно учителям в наше нестабильное время приходится то экстренно осваивать «цифру», то справляться с волнами лжеминирований… При этом важно и передать подрастающему поколению нужные знания, и просто общаться с ребятами – отвечать на вопросы, настраивать на экзамены. Но в постоянно меняющихся условиях может полностью пропасть интерес к работе. Об эмоциональном выгорании педагогов говорим с Эльвирой Сыманюк – директором Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета (УГИ УрФУ), членом-корреспондентом Российской академии образования, лауреатом премии Губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года».
Действительно, в современном мире внешняя среда становится все более агрессивной, негативно влияет на психологическую устойчивость. Эмоциональное благополучие населения, как следствие, оказывается под угрозой. В этой ситуации, конечно, педагоги оказываются в очень уязвимом положении. Эта профессия в принципе предполагает двойную ответственность – и за реализацию образовательного процесса, и за жизнь и здоровье обучающихся. Но с каждым годом нагрузка на учителей возрастает: все сложнее становятся требования и от вышестоящих органов, и от родителей – не зря говорят, что каждый человек знает, как лечить, учить и руководить. Все претензии – от двоек до холодного обеда – сваливаются на работников образования. А по итогам пандемии и всеобщей цифровизации сваливаются они теперь 7 дней в неделю и 24 часа в сутки – бесконечные сообщения в мессенджерах, письма, звонки, смс-ки… Учитель оказывается постоянно включенным в профессиональное пространство. Итог – высокие риски эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание – это многоаспектный синдром, который характеризуется большим количеством вариантов проявлений. В первую очередь, это отсутствие модальности в проявлении эмоций. Педагог начинает очень формально, без личной вовлеченности, живых реакций, взаимодействовать с коллегами и учениками. Он постоянно чувствует себя опустошенным, уставшим, теряет интерес к общению, и не только профессиональному: появляется замкнутость, избегание публичных мероприятий. Эмоциональный дефицит, который возникает в результате выгорания, заставляет педагога экономить свои ресурсы. «Потухшие глаза» – это не метафора, именно так можно «узнать» выгоревшего педагога.
Многочисленные исследования, которые мы проводили, демонстрировали схожие результаты: в наибольшей степени накопление и демонстрация признаков эмоционального выгорания происходит в среднем до 40 лет. После 40 лет, при стаже 15–20 лет, наступает этап вторичной профессионализации: накапливаются опыт, профессиональные наработки, появляются индивидуальные способы сохранения психологической устойчивости. Педагог, который долгое время работает в образовании, обучается, часто интуитивно, самостоятельно, регулировать эмоциональное состояние, преодолевать стрессовые ситуации. Безусловно, значение имеют также индивидуальные психофизиологические характеристики. Наиболее подвержены выгоранию сотрудники со слабой нервной системой, эмоционально нестабильные, неуравновешенные. Они более остро реагируют на стрессовые внешние события.
Если говорить о гендерном признаке, то здесь ситуация следующая. В школах, это известно всем, мужчин гораздо меньше, чем женщин. И у нас просто нет достаточного объема данных для проведения исследований в этом аспекте, ведь более 90% наших респондентов – это женщины.
Наш институт, который является крупнейшим в составе Уральского федерального университета, активно сотрудничает с Департаментом образования Администрации города Екатеринбурга и Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Мы регулярно встречаемся с руководителями школ и даже детских садов и знаем, какой огромный запрос на психологическую поддержку преподавателей. Чаще вектор внимания направлен на школьников, но замученный, выгорающий педагог нуждается в помощи не меньше. Тренинги, который реализует УГИ УрФУ в разрезе так называемой «третьей миссии» университета (взаимодействие вуза и общества), повышают жизнестойкость, толерантность к неопределенности, вырабатывают у педагогов дополнительные способы борьбы со стрессом, позволяют восстановить эмоциональные ресурсы.
Специальные тесты, опросники, конечно, существуют. Можно назвать авторов некоторых из них: Кристина Маслач, Сьюзан Джексон («Опросник выгорания»), Виктор Бойко («Диагностика уровня эмоционального выгорания»). Следует отметить также работы Наталии Водопьяновой. Однако лучше, чтобы интерпретацию результатов этих тестов проводил профессионал. Научиться этому, конечно, можно – например, получив образование психолога в Уральском гуманитарном институте УрФУ.
Нужно уметь видеть в жизненных событиях положительные стороны, получать удовольствие от того, что ты делаешь и владеть навыками эмоциональной саморегуляции. Каждый человек должен знать, что именно ему помогает бороться со стрессом: спорт, интересная книга, горячая ванна… Очень важно уметь восстанавливаться и беречь себя!
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12