13:21, 14 декабря 2022
Обоснование они изложили в своих сочинениях
Старообрядцы видели в Наполеоне I воплощение Антихриста — обоснование они изложили в своих эсхатологических сочинениях. Данные тексты проанализировала заведующая лабораторией археографических исследований УрФУ Ирина Викторовна Починская в монографии «Образ Наполеона в контексте старообрядческой эсхатологии». Результаты исследования показали уверенность старообрядцев в том, что именно Наполеон I был Антихристом, который станет предвестником конца света. Монография подготовлена в рамках госзадания Минобнауки РФ по теме «Региональная идентичность России: компаративные историко-филологические исследования» (проект № FEUZ-2020-0056).
«С начала своей истории старообрядцы не сомневались в том, что Антихрист, появление которого предшествует концу света, либо уже воцарился в мире, либо вот-вот объявится. В связи с этим они продолжили возникшую еще до раскола церкви традицию „фактологического доказательства“ и хронологических расчетов, чтобы определить точное время воцарения Антихриста. За основу в этих вычислениях старообрядцы брали „звериное число“ 666, указанное в Апокалипсисе, как символ Антихриста, в сочетании с различными системами летоисчислений. Например, конец света ожидался в 1666 году, с учетом земной жизни Христа — в 1699-м», — поясняет Ирина Викторовна Починская.
Авторы эсхатологических сочинений размышляли о признаках конца света и находили соответствия между какими-либо происходящими современными событиями и пророчествами библейских текстов. Это усиливало народные ожидания скорого наступления последних времен. Особенно сильными они были, например, во второй половине XVII века в связи с церковной реформой и династической борьбой, а также в период правления Петра I.
«В соответствии с теорией чувственного Антихриста, по которой враг рода человеческого является в мир и воплощается в одном персонаже или в нескольких, в старообрядческой литературе все русские государи, начиная с Алексея Михайловича, санкционировавшего церковную реформу патриарха Никона, объявлялись воплощением Антихриста или его предтечей. Среди образов в контексте теории чувственного Антихриста особое место занимает фигура Петра I как первого императора; в большинстве старообрядческих сочинений отсчет русских правителей, в которых воплотился Антихрист, начинается с него, а не с Алексея Михайловича. Наряду с русскими царями в качестве воплощения врага рода человеческого в старообрядческой литературе выступает и Наполеон Бонапарт», — отмечает Ирина Викторовна Починская.
Историк добавляет, что представления о Наполеоне-антихристе у старообрядцев возникли не на пустом месте. Этому способствовал популярный в XIX веке немецкий писатель-мистик Иоганн Генрих Юнг-Штиллинг, который в своих сочинениях именно так определял Наполеона, а войны с ним называл противостоянием антихристовой силе. Также свое содействие в создании образа Наполеона-Антихриста оказал Синод.
«В связи с царским манифестом о начале войны с Францией в 1806 году Синод выпустил „Объявление“. Его оглашали после служб. Там Наполеона называют „неистовым врагом мира“, „отложившимся от христианской веры“, а законы „богопротивной революции“ 1789 года, благодаря которым Бонапарт пришел к власти, именуются антихристовыми. Однако у официальной церкви применение этих эпитетов носило метафорический характер. На этой почве старообрядцы создали целый ряд сочинений о Наполеоне-Антихристе. Свою роль сыграло и созвучие имени французского императора с упомянутым в Апокалипсисе Аполлионом, что означает „губитель“, поэтому во многих старообрядческих сочинениях имя Наполеона пишется как Аполион», — заключает Ирина Викторовна Починская.
Тексты, которые анализирует историк, можно прочитать полностью — они присутствуют в монографии. Кроме того, в процессе исследования Ирина Викторовна Починская обозначает аспекты создания сочинений и их бытования, которые связаны с Уралом.
Новость портала urfu.ru
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12