11:03, 18 марта 2024
Данная монография – результат коллективного труда авторов, исследующих новые тенденции в системе современного культурологического образования как основы мировоззренческой подготовки будущих специалистов
Разработка теоретических проблем культурологии так или иначе связана с междисциплинарным подходом и анализом в этой связи методологических проблем разных гуманитарных наук. В центре внимания авторов – традиции и новации в культуре, проблемы диалога и полилога культур, вопросы современной культурной политики и сохранения культурно-исторического наследия, проблемы виртуализации культуры и процессы цифровизации гуманитарного образования.
Глобализация и цифровизация привели не только к интенсивному развитию информационных технологий, но и к «социальной турбулентности», когда границы между теорией и практикой культуры становятся зыбкими, что приводит к кризису гуманитарных наук. Вот почему сегодня у культурологии, включая и систему культурологического образования, много нерешенных проблем и задач. Дело в том, что в начале нового тысячелетия само понятие культуры трансформируется под влиянием процессов мультидисциплинарности и трансдисциплинарности. Новой социально-антропологической реальностью стала цифровая культура, в результате влияния которой актуализируются проблемы национальной идентичности. Речь идет о принципиально ином типе социально-культурного развития общества, меняющем характер взаимоотношений человека и социума и определяющем цели и смыслы их жизнедеятельности. Основополагающим трендом эпохи является использование в системе современного вузовского образования искусственного интеллекта и цифровых технологий, способствующих как формированию у студентов универсальных общекультурных компетенций, так и развитию креативных способностей молодого поколения, в жизни которого большое место занимают социальные сети.
Вот почему от приоритетов гуманитарных наук, включая культурологию, как и от качества самой системы образования сегодня во многом завит то, в каком направлении будет развиваться наше общество и человечество в целом. Какими будут сегодняшние подростки, молодые люди в будущем? Человеку перед всевластием технологий и искусственного интеллекта нельзя пасовать, сдавать свои нравственные позиции, а стойкость человека во многом зависит от силы воздействия и статуса в обществе культурологии как науки. Только с ее помощью можно сформировать гуманистическое мировоззрение человека. Только в этом случае станут реальностью мысли В. Библера о том, что в новом веке человечество перейдет «от наукоучения к логике культуры» и сбудется пророчество К. Леви-Стросса о том, что XXI столетие будет гуманитарным.
В книге три раздела, каждый из которых дополняет и логично продолжает предыдущий. Отправной точкой первого раздела, авторы материалов которого – известные ученые, является культурологический вектор в современной культурной политике России, отталкиваясь от которого выявляются динамика культурологического образования через анализ его аксеологической и мировоззренческой функции, а также проблемное поле современного культурологического знания. Особое место в первом разделе занимают вопросы сохранения культурно-исторической памяти в контексте изучения «memory studies» и роль народной художественной культуры в системе современного образования и воспитания.
Во втором разделе центре внимания исследователей – вопросы изучения искусства и новых цифровых технологий в образовании. Здесь анализируются культурологические аспекты в практике преподавания дисциплин «музыкального» цикла, приоритеты экранной культуры в контексте изучения модификации ее художественно-семиотической структуры, проблемы интеграции цифровых подходов в систему преподавания гуманитарных дисциплин и трансформация проектной культуры в условиях цифровизации.
Объект исследования в третьем разделе – социальные практики в культурологическом измерении. Здесь рассматриваются реалии жизни современного музея как новой модели коммуникативной культуры, а также перспективы музейной педагогики; археология и связанные с нею междисциплинарность и репрезентация в общественном сознании; актуальные задачи и перспективные направления региональной культуры в плане развития позитивной гражданской идентичности.
Хочется верить, что монография «Культурология в условиях вызовов XXI века: новые тренды в образовании» будет востребована и привлечет к себе внимание представителей гуманитарных и социальных наук: ученых, педагогов-практиков и студентов.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12