10:09, 12 апреля 2024
Один из определяющих критериев — социальное доверие в целом
На доверие россиян к телевидению положительно влияют просмотр новостей по ТВ и социальное доверие в целом, выяснил доцент кафедры политических наук УрФУ Руслан Мухаметов. К таким выводам исследователь пришел в результате анализа индивидуальных и социальных факторов, определяющих доверие или недоверие к ТВ. Выводы опубликованы в журнале «Мир России».
«Несмотря на то, что и в России, и в мире социологи отмечают ежегодное падение уровня доверия к СМИ в целом и ТВ в частности (с 79 % в 2009 году до 48 % в 2020-м), все еще показатели уровня доверия к ТВ остаются неплохими. К примеру, по данным ВЦИОМ, в России 47 % граждан о новостях экономики и общественно-политической жизни узнают из передач федеральных каналов, в то время как из социальных сетей и блогов в интернете получают экономическую и политически значимую информацию 42 % населения. То есть пока телевидение остается значимым источником информации для наших граждан», — рассказывает Руслан Мухаметов.
Чтобы выяснить причины доверия к ТВ, политолог использовал данные социологического опроса седьмой волны «Всемирного исследования ценностей». Анализ провел с помощью порядковой логистической регрессии в программе Gretl. В итоге выяснил, что социальное доверие положительно влияет на доверие граждан к ТВ.
«Тот факт, что социальное доверие положительно коррелирует с доверием к телеканалам, свидетельствует, что последнее формируется не только высоким уровнем свободы прессы или большой долей аудитории общественного вещания, низкими уровнями плюралистичности общества и политической неоднородностью, но и частично глубоко укоренившимися ценностями и восприятием других людей», — поясняет Руслан Мухаметов.
Существует также положительная связь между просмотром телевизионных новостей и доверием к телевидению: чем больше граждане смотрят новостные передачи по ТВ, тем больше у них уровень доверия к телевидению. Помимо этого, результаты анализа показали, что доверие к ТВ у женщин выше, чем у мужчин (64,1 % против 35,9 %).
«Чтобы объяснить причинно-следственную связь, нужно обратиться к феномену „враждебных СМИ“, означающему склонность людей с четко выраженным отношением к проблеме воспринимать даже нейтральное, беспристрастное освещение темы в СМИ в качестве предвзято настроенного против них в пользу точки зрения противников. Очевидно, что такая модель поведения также объясняется теорией когнитивного диссонанса, которая описывает чувство дискомфорта человека, когда он вступает в контакт с информацией, противоречащей его установкам. Для того чтобы избавиться от этого состояния, люди ищут информацию, которая подтверждает их убеждения. В силу того, что люди склонны искать СМИ, которые транслируют информацию, совместимую с их убеждениями, и избегать источников данных, которые бросают вызов их взглядам, граждане попадают в „эхо-камеру“ своих собственных убеждений», — заключает Руслан Мухаметов.
Анна Маринович
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12