14:12, 28 сентября 2022
Филологи выступили с докладами о практиках противостояния «кромешному миру» в Древней Руси
Сочинения призваны укреплять дух приверженцев учения, а также привлекать новых сторонников староверия. Фото: Анна Бабикова.
Образы нечистой силы, мастерство проповеди, суеверия, «чернокнижная» магия — про эти и другие аспекты исследования русской учительной литературы XVI — первой трети XVIII веков рассказали участники международной научной конференции «Практики противостояния „кромешному миру“ в учительном слове Древней Руси». Конференция состоялась в Уральском федеральном университете 23 сентября, участие в ней приняли филологи и историки из России и США.
Эксперты рассказали о прагматике использования образов «кромешного мира» в обличении суеверий, колдовства и народной религиозности; о роли учителя и духовного пастырства в противостоянии «кромешному миру» и трансляции рациональных/ истинных знаний о природе и человеке; о проповеди как дисциплинирующем коммуникативном акте, риторических приемах и механизмах воздействия на аудиторию.
«Искусство проповеди, которым в совершенстве владел Андрей Денисов, стало одним из условий расцвета Выговского старообрядческого центра, который на протяжении почти полутора столетий сохранял и развивал отечественные духовные традиции», — рассказала о мастерстве проповеди старообрядческого лидера начала XVIII века старший научный сотрудник лаборатории эдиционной археографии УрФУ Ольга Журавель.
По словам исследовательницы, его проповеди — это образцы словесного художества, основанные на барочных риторических стратегиях. Сочинения, направленные на утверждение основ веры, были призваны укреплять дух приверженцев учения, а также привлекать новых сторонников староверия, поддерживая веру в возможность спасения в «кромешном мире» эсхатологической эпохи.
О немом и глухом духе, препятствовавшем человеку каяться в своих грехах на исповеди, рассказал ассистент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ Алексей Попович.
«Проповедник петровской эпохи Стефан Яворский рассуждает о бестелесности духов и выстраивает иерархию „лукавых ангелов“, называя исследуемого в проповеди духа наиболее опасным для человека. Для обоснования своей концепции и воздействия на слушателя сочинитель приводит разнообразные примеры и аргументы, соответствующим образом структурирует текст и стремится сделать его занимательным, что зафиксировано в многочисленных исправлениях текста, дошедших до нас в рукописи автора», — поясняет молодой ученый.
Кроме того, в проповедях противопоставляли «кромешный» демонический мир, суеверия и религию. В гомилетике переходного времени XVII века произошла апробация нового, более сложного восприятия антихристианских сил, утверждает профессор кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ Лариса Соболева.
«При сохранении памяти об истории появления сатаны „денницы“, преступившего законы божественного порядка и претендующего на равенство с Творцом, происходит отрицание возможностей магической силы у „волхвов“, „чаровниц“, „обаяльников“. Выстраивается своеобразная иерархия в силе обличений и качестве угроз приверженцам негативной стороны метафизического мира. В стиль обличений вторгается ирония, основанная на рациональном восприятии деяний конкретных „шептунов“ и „баб“. Насмешливо описываются приемы использования разных природных веществ (трав, камней), также обыгрываются как недостоверные разные приметы, якобы говорящие о будущих событиях (звуки, затмения, поведение человека) и попытки „волхвов“ предсказать и воздействовать на будущее», — заключает Лариса Соболева.
Справка
Конференция организована при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 22-28-01617 «Противостояние „кромешному миру“ в творчестве проповедников конца XVII — начала XVIII века: авторская аксиология, механизмы воздействия»).
Материал портала urfu.ru
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12