Топонимическая экспедиция Уральского университета
Официальной датой начала экспедиции считается зима 1961 г., когда отряд под руководством основателя и первого начальника экспедиции Александра Константиновича Матвеева совершил свой первый выезд. За минувшие полвека экспедиция значительно изменилась. Сменилось несколько ее начальников (после А. К. Матвеева экспедицией руководили О. В. Востриков, М. Э. Рут, с 2001 г. по настоящее время выезды проходят под руководством члена-корреспондента РАН, доктора филол. наук, профессора Елены Львовны Березович). Экспедиция давно уже перестала быть только топонимической (т. е. ориентированной на сбор географических названий – обозначений деревень, рек, полей, гор и пр.) и, помимо местных географических названий, занимается сбором других разрядов ономастики – в первую очередь прозвищной антропонимии, астронимии, хрононимии, а также диалектной лексики. На протяжении последних 20 лет делаются записи этнографической информации (сведений по народному календарю, народной медицине, обрядности и т. п.). Первые десятилетия экспедиция оставалась походной – она подразумевала долгие пешие переходы по Среднему и Полярному Уралу, Башкирии и Русскому Северу. Сейчас участники экспедиции все чаще переезжают из деревни в деревню на такси, а живут в гостиницах райцентров. Однако основные методические принципы сбора материала, а также тот факт, что экспедиция для ее участников становится не просто практикой полевой научной работы, но и полноценной школой жизни и собранием близких по духу людей, остаются неизменными.
Работа экспедиции сегодня выглядит следующим образом. Каждое лето сотрудники кафедры на три недели – месяц отправляются в исследуемую зону и последовательно обходят все населенные пункты, стараясь не пропустить ни одного информанта. Информантами считаются люди старшего поколения, помнящие из собственного опыта или из рассказов родителей традиционный крестьянский уклад жизни. В разговоре с информантами собиратели используют методику направленного сбора материала: диалог строится по вопросно-ответной схеме, когда собиратель задает заранее известный ему «набор» вопросов, концентрируясь на понятийных «пуантах» народной картины мира (т. е. на основе знаний собирателя о том, что важно номинировать диалектоносителю, и строится опрос). Например, как называется нарастающий на елке мох, похожий на бороду, который любят лоси? (Шахта). Кто живет в бане? (Баенник). Что будет, если оставить недопряденной кудель (лен)? Собиратели рисуют «картины», понятные диалектоносителю, и ждут от него, что он произнесет вслух диалектное слово или развернет – если это возможно – подробности ритуала / верования.
Своими вопросами участники экспедиции стараются охватить практически все сферы жизни крестьянина: спрашивают о семье и семейных отношениях (Как называется последний ребенок в семье?), о вещах, которые окружают его в доме (Как называется тряпка, которой стирают со стола?), о том, как он управляется со скотиной (В какой день коров выгоняют на пастбище первый раз после зимовки?), о его работе на домашнем земельном участке – и на общественном поле (Когда начинают убирать урожай?), о строительстве дома, охоте, рыбалке и многом другом.
То есть для каждой такой сферы деревенской жизни существует набор вопросов, на который можно ориентироваться в ходе беседы. Поэтому те, кто собираются поехать в экспедицию в первый раз, предварительно проходят специальное обучение. Оно состоит из нескольких занятий, которые ведут Е. Л. Березович и заведующая кафедрой, прежний начальник экспедиции М. Э. Рут. Там новые члены экспедиции знакомятся с методикой сбора лексики, ономастики, топонимии, слушают аудиозаписи реальных бесед, моделируют ситуацию встречи с информантом и т. д.
В процессе работы с информантом беседа записывается в тетради; обычно ведется и диктофонная запись. Затем, прямо в экспедиционных условиях, каждый отдельный языковой факт – лексему, топоним, антропоним и пр. – записывается на отдельную карточку установленного образца, где порядок подачи информации строго регламентирован. Карточка на слово похожа на отдельную словарную статью: она содержит дефиницию, контекст, может содержать рисунок; указываются имя информанта, место, где происходила беседа, а также имя собирателя. Экспедиция привозит с собой домой несколько бумажных картотек (лексическую, топонимическую, ономастическую), которые пополняют хранящиеся на кафедре картотеки.
Сотрудники кафедры создали несколько общедоступных электронных баз данных, с которыми можно познакомиться на сайте lexrus.ru:
Создано / Изменено: 17 января 2018 / 16 мая 2019
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12