Конвент "Модернизация обществ и множественные модерности"
Классическое понимание модерности в качестве непротиворечивого, монолитного, успешного проекта, связанного с процессами демократизации и либерализации общества в политике, развитием новой эмпирической науки в области познания и формированием свободного рынка в экономике, в наши дни оказывается исторически, концептуально и политически проблематичным.
Доминировавшая в социальных и политических науках после второй мировой войны теория модернизации, описывавшая процессы перехода от традиционных обществ к обществам «современным», и ориентировавшаяся на более или менее ясный, логически связный идеал модерности, воплощенный, прежде всего, в современном американском обществе, в академических кругах сегодня все более подвергается сомнению. С исторической точки зрения сомнительность такой интерпретации современного мира связана с тем, что традиционные «нарративы» демократизации, либерализации, победы современной науки, и такого же победоносного глобального шествия капитализма, при пристальном их рассмотрении, оказываются полны разрывов и противоречий, никак не укладываясь в последовательную логичную картину некоторой единственной, «монолитной» модерности. С концептуальной точки зрения можно сделать вывод, что политическая, экономическая и эпистемологическая модерности могут быть сведены, по выражению К. Касториадиса, к «двойному воображаемому значению» автономии человека с одной стороны, и рационального овладения миром с другой стороны. Очевидно, однако, что различные интерпретации автономии, например, могут противоречить (и действительно противоречат) друг другу. Кроме того, приверженность автономии вовсе не означает безграничной эмансипации (как это казалось многим представителям модернизма), но всегда реализуется в рамках тех или иных институтов, которые одновременно обеспечивают возможность этой реализации, и, в то же время, значительно ее ограничивают. В любом случае, оказывается, что модерность – это всегда очень конкретный исторический (а вовсе не универсальный человеческий) опыт разных ответов на похожие вопросы. Далее, поиск континентальной европейской идентичности в Европейском Союзе, усиление стран БРИК и ШОС, кризис универсальных политических проектов (либерализм, марксизм и пр.), явно ставят под вопрос единственность идеала модерности, под которым во второй половине XX-го века понимались главным образом США. Бразилия, Россия, Индия, Китай и континентальная Европа реализуют какие-то свои, отличные от «идеала», образы или констелляции модерности. В таком случае политически сомнительным оказывается само некритическое смешение в традиционной концепции модерности очень разных дискурсов и нарративов, позволяющее модели «монолитной» модерности работать в качестве инструмента дисциплинирования различий. Все эти проблемы и вызовы, как мы полагаем, делают сегодня особенно актуальным междисциплинарное научное исследование модерности, направленное на разрушение некритической связи подобных дискурсов, и, тем самым, на разработку новой теории современности, понимающей модерность как внутренне множественное, существенным образом плюральное образование. Конвент «Модернизация обществ и множественные модерности» Института социальных и политических наук объединяет усилия философов, социологов, политологов, специалистов в области международных отношений и психологов для решения этой задачи.
Директор ИСПН М.Б. Хомяков
Приглашение высококвалифицированных специалистов и международных экспертов для участия в работе Конвента осуществлено в рамках Программы развития УрФУ, мероприятие 3.1.1.4
Создано / Изменено: 2 сентября 2015 / 13 декабря 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12