Елена Степанова: «Сегодня религия обсуждается везде»
Елена Алексеевна – о том, зачем нужно обсуждать религию на Урале, что сегодня изучают в этой теме мировые исследователи, и в какую сторону двигаться молодым религиоведам
— Елена Алексеевна, чем, на ваш взгляд, отличается конференция «Религия в публичной сфере: парадоксы присутствия» от многочисленных конференций со схожей тематикой?
— Прежде всего, сама тема очень актуальна, потому что сегодня религия занимает большое место в общественном пространстве. Ранее существовавшая схема – советская – когда религия считалась маргинальной, давно умерла. Кроме этого, есть классическая либеральная схема, в которой религия отнесена к преимущественно частному пространству, и считается, что она не должна вмешиваться в публичную жизнь людей. Сегодня эта ситуация во всем мире меняется на глазах – поэтому религия обсуждается везде. Основное отличие нашей конференции заключается в том, что мы хотим шире поставить проблемы изучения религии, включив в него разные виды ее присутствия в публичном пространстве. Главная наша задача – дать старт углубленным исследованиям этой темы и последующим публикациям.
— Спасибо. Расскажите немного об организации конференции. Каких «звезд» от науки ждать?
— Мы ждем двоих ученых из-за рубежа – это Тим Йенсен, президент Международной ассоциации истории религии, самого крупного объединения исследователей в этой сфере. Эта ассоциация раз в 5 лет проводит всемирные конгрессы – например, последний был полтора назад в Эрфурте, в Германии, он собрал примерно полторы тысячи человек. Йенсен занимается сравнительным исследованием религиозного образования в европейских странах и будет делать об этом доклад. Второй ученый – тоже член этого сообщества, профессор Университета Кейптауна (Южная Африка), Абдулкадер Тайоб. Он специалист по исламу в Африке, в частности, в ЮАР.
Кроме того, будут двое российских исследователей – это Жанна Кормина из Высшей школы экономики и Европейского университета в Санкт-Петербурге, она проводит антропологические исследования современной религиозности в России. Борис Кнорре – тоже из ВШЭ из Москвы, он занимается изучением современного православия. Все четверо коллег – очень интересные, оригинально мыслящие люди, и я надеюсь, что их доклады понравятся нашим слушателям. Координатором круглого стола в рамках конференции, посвященного проблемам религиозной экспертизы, будет Николай Шабуров, руководитель Центра изучения религий РГГУ.
— А о чем вы будете рассказывать?
— Я буду говорить о спорах на темы морали, в которых сегодня участвуют не только светские люди, но и в большом количестве представители разных религиозных конфессий – в первую очередь, Русской православной церкви. Сегодня проблема морали вышла на первый план, об этом очень много говорят, очень многие сокрушаются по поводу того, что моральное состояние нашего общества, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Соответственно, одно из проявлений публичной роли религии заключается в стремлении религиозных организаций влиять на мораль общества. Пока это получается достаточно неоднозначно, и я попытаюсь проанализировать причины этого.
— Интересно. Следующий вопрос о перспективах развития исследований в религиоведении сейчас. Какие вы видите основные направления или какие-то темы, которые были бы востребованы не только «старшим» поколением ученых, но и теми, кто сейчас начинает заниматься наукой?
— Во-первых, у нас уже давным-давно ведутся споры по поводу того, чем является религиоведение – отдельным предметом или совокупностью разных дисциплин, которые с той или иной степенью убедительности и достоверности изучают религию с разных сторон. Конечно, я сейчас не буду углубляться в этот спор – он вечен и бесконечен, и в нем всегда есть что сказать. Кроме методологических проблем, как мне кажется, для нас сегодня важно иметь представление о реальном состоянии религиозности, которое существует в российском обществе, потому что в исследовании этой проблемы у нас очень много идеологических преувеличений или, наоборот, преуменьшений. Другими словами, та или иная конфессиональная, или идейная, или философская, или еще какая-нибудь позиция в исследовании довольно существенно влияет на ег результаты. Например, одни люди говорят о росте религиозности в российском обществе, а другие утверждают, что это только кажется, поскольку религиозность является поверхностной. Поэтому очень важна объективная научная оценка того, что происходит на самом деле. В этом плане у нас немного пока сделано, как ни странно.
Во-вторых, нам, безусловно, важно знать, что происходит в мире – в смысле религиозной ситуации в разных странах и методах ее изучения. В России религиоведов не так много, и они сконцентрированы преимущественно в учебных заведениях. В мире же, как я уже говорила, существует довольно большое сообщество, изучающее эту тему. Насколько я знаю, в исследованиях наших зарубежных коллег очень ценится их конкретная направленность. Это не суждения вообще о роли религии в истории и современности, а изучение совершенно предметных проявлений религиозности в разных областях повседневной жизни, которые сегодня могут значительно отличаться от традиционных форм.
В-третьих, необходимо осмыслить наше собственное наследие в изучении религии, в том числе, советское, избегая резких «навешиваний» ярлыков по поводу того, что было раньше. В целом, у современных ученых должно быть стремление исследовать и понимать не только традиционные формы религиозности, но и их многообразные разновидности, существующие в современном мире.
Создано / Изменено: 30 марта 2017 / 30 марта 2017
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12