Основатель и руководитель школы — Наталия Александровна Купина, доктор филологических наук, профессор
Научная школа лингвокультурологии и стилистики была создана, когда лингвокультурология стала формироваться как комплексная научная дисциплина. Выделение в самостоятельный научный коллектив кафедры риторики и стилистики русского языка (1992), организация регулярной работы проблемной группы «Актуальные проблемы лингвокультурологии и стилистики», открытый дискуссионный характер работы способствовали созданию атмосферы коллективного кооперативного творчества исследователей-русистов. Ядро научного коллектива составили молодые кандидаты наук И.Т. Вепрева, Т.В. Матвеева, О.А. Михайлова, ставшие впоследствии докторами наук, лидерами школы. Под руководством основателя Научной школы Н.А. Купиной защищены 7 докторских диссертаций. В эти же годы были заложены основы текстотеки «Живая речь уральского города», изданы сборники научных трудов и 2 сборника текстов разговорной речи, коллективные монографии, в которых исследуется языковое существование уральского города в контексте культуры. В 1992 г. проходит Всероссийская конференция «Человек. Текст. Культура», а в 1994 г. выходит в свет одноименная коллективная монография, выделившая терминологическое поле научного направления и отражающая его методологическую исследовательскую стратегию.
Опубликованы монографии Т.В. Матвеевой «Функциональные стили в аспекте текстовых категорий» (1990), Н.А. Купиной «Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции» (1995), «Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры» (1999), О.А. Михайловой «Ограничения в лексической семантике: семасиологический и лингвокультурологический аспекты» (1998), И.Т. Вепревой «Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху» (2002), в которых развивались идеи и методы лингвокультурологии и стилистики. Отмеченные исследования положили начало целенаправленному объединению лингвокультурологии и стилистики в единое научное и методологически цельное направление современной русистики. Количество членов школы — более 60, в их числе свыше 10 докторов и более 30 кандидатов наук.
Научная работа Н.А. Купиной состоит из нескольких дополняющих друг друга направлений. Первое из них — поэтика художественного текста, представленное в монографии «Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа» (Красноярск, 1983) и целом ряде научных работ. Второе научное направление относится к лингвокультурологии. Н.А. Купина инициировала изучение разговорной речи как явления городской культуры. Важнейшей научной темой профессора Н.А. Купиной становится лингвоидеология, выявление ментальной специфики мировосприятия по данным языка. Многолетние научные изыскания завершились изданием уникальных монографий «Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции» (1995; 2‑е доп. изд., вып. в 2015); «Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры» (1997; 2‑е доп. изд., вып. в 2020). Вторые издания обеих монографий были дополнены статьями, написанными позже и развивающими идеи, высказанные в книгах. Н.А. Купиной впервые в отечественной стилистике и культурологии было проведено системное исследование русского языка тоталитарного периода как сверхтекста. Третье направление деятельности Н.А. Купиной связано с педагогикой. Круг ее занятий связан с различными аспектами речеведения. В соавторстве с проф. Т.В. Матвеевой ею написан учебник «Стилистика современного русского языка» (2013, Москва : Юрайт). За годы существова‑ ния школы защищено 48 кандидатских и 11 докторских диссертаций. За последние 10 лет под руководством лидеров школы, признанных ученых Н.А. Купиной, Т.В. Матвеевой, О.А. Михайловой, И.Т. Вепревой, И.Н. Борисовой подготовлено 25 диссертаций, в том числе 4 докторских.
В настоящее время в рамках Научной школы проводятся исследования тоталитарного языка: его словаря, семантических сфер, текстов влияния, речевых жанров, а также форм языкового сопротивления. Охарактеризованы процессы обновления русского языка в постсоветское время. Особая зона проблемного поля — живая речь уральского города: членами школы выявлены черты городского койне, его структура и функции, описана устная речь уральцев в разных сферах коммуникативного взаимодействия, охарактеризована семантика и структура русского спонтанного диалога, осуществлено описание городского просторечия как разновидности народной культуры, представлен опыт лингвистической интерпретации аксиологической реальности текущего времени. Научный коллектив разработал теоретические основы лингвистики толерантности: выявлены формы отражения категорий идентичности и толерантности в русской языковой картине мира. Категориально-текстовой подход к функциональным разновидностям современного русского языка позволил выдвинуть оригинальную концепцию функционального стиля, на основе которой было осуществлено описание всех стилей современной русской речи, представлена жанровая типология русского религиозного стиля. Исследователями систематизированы идеи и методы лингвокультурологической стилистики как нового научного направления, разработана эвристическая методика лингвосмыслового декодирования сложного текста. Лексикографическое направление представлено серией неоднократно переиздававшихся адресных нормативных словарей русского языка и двумя терминологическими словарями.
Создано / Изменено: 3 июня 2016 / 1 апреля 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12