ClubHouse — новая социальная сеть, где для общения используется исключительно голос, а зарегистрироваться можно только по приглашению. Интерес к приложению растет – но чем это вызвано: потребностью пользователей Сети или агрессивной пиар-кампанией? Разбираемся вместе с психологами Уральского гуманитарного института УрФУ – Марией Лавровой, старшим преподавателем кафедры клинической психологии и психофизиологии, и Рустамом Муслумовым, доцентом кафедры педагогики и психологии образования.
С точки зрения психологии, чем людей привлекают социальные сети?
Мария Лаврова: Социальные сети, изначально созданные для общения и поиска новых знакомств, сегодня являются важнейшим средством удовлетворения практически всех базовых потребностей миллионов людей по всему миру. Так, пользователь может реализовать потребность в принадлежности сообществу через вступление в определенную группу, потребность в самоутверждении – привлекая подписчиков и «лайки», потребность в самовыражении – создавая уникальную персональную страницу. Таким образом, социальные сети стали для многих людей средством поиска социального одобрения и признания.
Рустам Муслумов: Добавлю, что соцсети сегодня конкурируют с реальным общением за счет предоставления больших возможностей для трансформации, расширения потенциальной аудитории, определенной конфиденциальности и большего репертуара социальных действий. Так как в интернет-общении не работают многие «социальные протоколы», пользователь получает больше возможностей для творчества, может рисковать, показывая себя с другой стороны.
Чем же тогда может объясняться интерес к социальной сети ClubHouse? Ведь коммуникация в этом приложении осуществляется только через голосовые сообщения, записи которых могут исчезнуть по окончании разговора; нет фотографий, текстов, комментариев… Возможностей для самовыражения не так много, а «лайков» как таковых и вовсе нет!
Мария Лаврова: Зайти в ClubHouse можно только по приглашению. Это условие напрямую соотносится с потребностью в принадлежности группе и подтверждении некоей избранности, статусности, причастности к «сильным мира сего» – а этой социальной сетью пользуются, например, Илон Маск и Олег Тиньков. Кроме этого, приложение пока доступно только на iOS-устройствах – что, опять же, делает его доступным не для всех. Конечно, все это вызывает любопытство и интерес к новому.
Рустам Муслумов: Соглашусь: идея ограниченности ресурса является одной из популярных игровых механик, которые вызывают повышенный интерес пользователей, призывают «бороться» за дефицитный ресурс. Так работают, например, сториз в «Инстаграм», исчезающие через 24 часа после публикации, поэтому их надо обязательно успеть посмотреть.
На Ваш взгляд, что такое ClubHouse: прорывное приложение, отвечающее актуальным потребностям аудитории, или коммерческий, агрессивно продвигаемый продукт?
Мария Лаврова: Я оцениваю ClubHouse как маркетинговую историю, при создании которой были очень тонко учтены психологические потребности пользователей и точно спрогнозировано поведение аудитории. Как долго приложение продержится в лидерах – покажет только время.
Рустам Муслумов: Реальность такова, что сегодня огромное количество проектов-приложений борется за внимание пользователя. Чтобы стать успешным, проект чаще всего должен продвигаться агрессивно, иначе своей целевой аудитории ему не получить. На мой взгляд, именно такая информационная агрессивность характеризует и ClubHouse.
Из трендов социальных сетей безусловно выделяется возможность индивидуализировать контент и создание ощущения элитарности. На мой взгляд, на текущем этапе популярность ClubHouse – это в первую очередь популярность отдельных пользователей приложения, «лидеров мнений», обладающих ощутимым потенциалом влияния на интернет-сообщество.
Создано / Изменено: 24 февраля 2021 / 2 марта 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12