День защитника Отечества в Уральском гуманитарном
В Уральском гуманитарном институте отмечают День защитника Отечества. Многие преподаватели и сотрудники, представители совершенно разных специальностей, прошли службу в российской армии, а мы поговорили об этом опыте с некоторыми из них.
Сергей Киселев, заведующий лабораторией мозга и нейроконгитивных технологий департамента психологии:
Я служил в ВВС, на базе Пермского летного училища. Да, я считаю, и всем об этом говорю, что для меня это был важный опыт! В основном, у меня хорошие воспоминания! Было очень сложно в первый год, не высыпался, жесткий переход из комфортной и радостной школьной жизни в суровую действительность, серые будни. Но меня это закалило! Наверное, это банально, но армия, действительно, дает почувствовать себя мужиком, повышает ответственность, однако ребенка во мне она не убила! Я приобрел баланс между ребенком и взрослым внутри. До армии я был романтичным ребенком, в армии стал жестким мужиком, а после армии, надеюсь, нашел баланс между эти двумя частями.
Борис Лозовский, директор департамента «Факультет журналистики»:
В Советской Армии я служил механиком-водителем среднего танка марки Т55, башенный номер 420. Из общения с машиной усвоил, что танк – это боевое, грозное оружие сочетающее в себе огневую мощь, броневую защиту и маневренность. Был военкором дивизионной многотиражки и окружной газеты «Красный боец». Отсюда и тропа на журфак обозначилась.
Армия научила: умению ставить задачи и решать их независимо от состояния здоровья, души, настроения и даже ресурсов. Ладить с людьми любых характеров и причуд. А команда командира танкового батальона «Вперед!» теперь всегда означает, что нет крепостей, которых не взять.
Пожелание студентам – в соответствии с сущностью танка как такового: всем и во всем – мощи, защиты и маневренности!
Валерий Гудов, заместитель директора УрГИ по образованию:
Службу проходил в дивизии ракетных войск стратегического назначения, в отдельной вертолётной эскадрильи, — главным образом охранял различные объекты и технику. Воинских специальностей в моём военном билете записано две: «стрелок» и, позднее, «заместитель командира стрелкового взвода». Связь армейских занятий с моей университетской специальностью, считаю, была самая непосредственная. И вот почему.
В вооружённые силы СССР меня призвали после двух курсов филфака тогдашнего УрГУ. На пятый день курсов молодого бойца к нам пришёл интеллигентный капитан медицинской службы, сказал, что он психолог, кандидат наук, и сейчас проведёт с нами тест–анкету для определения особенностей личности, на основании которой нас распределят по подразделениям и службам нашей очень большой дивизии. Вопросов было двадцать страниц. Среди них такие: «Нравится ли вам работать в одиночку или в большом коллективе?», «Быстро ли Вы принимаете решения, или Вам нужно сначала тщательно всё обдумать?», «Вам удобнее работать под контролем или Вы любите действовать самостоятельно?» и т.д. Отвечая, я пытался убедить анкету, что в целях укрепления обороноспособности страны меня нужно разместить одного на удалённом объекте, с холодильником, библиотекой, и чтобы никакого начальства. Помог правильно заполнить анкету нескольким товарищам, менее искушённым в психологии, но разделявшим мои чувства. В этот момент я понял, что для реальной жизни психологизм, которым славится русская литература, определённо полезнее, чем фабульность, которой щеголяют литературы Запада. Зря я тратил время на чёрный юмор Воннегута, — надо было сразу погружаться в Лермонтова и Достоевского.
Обещанное распределение по подразделениям и службам происходило так. На плацу перед шеренгой новобранцев стояли группой прапорщики из разных частей и разглядывали какие-то бумаги. Результаты анкетирования, догадался я. Прапорщики между тем озабоченно переговаривались. До меня донеслось: «Коля, бери восемь из российских команд, двоих из азербайджанской и четверых из Узбекистана». «Степаныч, я четверых из Узбекистана уже взял в прошлый раз! – басили в ответ почему–то обиженно. – Давай мне лучше ещё двух из Кирова!». «Ну хорошо, – уступал Степаныч, — тогда бери из Узбекистана двоих и еще двоих из грузинской команды!», — и так далее. Впоследствии я часто вспоминал этот эпизод, объясняя студентам, изучавшим предметы «Литература народов СССР» и «Литература народов России», тонкости национальной политики.
В части, куда прапорщик с лицом старого морехода привёл нашу группу из шести русских и двух азербайджанцев, нас ждало ещё одно распределение, теперь — по специальностям. Командир роты, флегматичный капитан с внешностью Терминатора, задавал каждому один и тот же вопрос: «Где ты учился?». «В автотехникуме». — «Хорошо. Будешь помощником аккумуляторщика». – «В машиностроительном институте» —- «Молодец. Будешь помощником автомеханика». – «В химикофармацевтическом». — «Нормально. Пойдёшь на склад горюче–смазочных материалов» — «В политехе, на колесно-гусеничных» – «Отлично. Будешь водителем».
По всему выходило, что мне светит работа кем-то вроде писаря. «Ну а ты?», — без интереса глянул на меня капитан. «В университете». В глазах терминатора мелькнула ироническая искра. – «На секретаря райкома?» — «На филолога», — ответил я с достоинством. «Понятно… – задумчиво произнёс офицер. – Автомат Калашникова знаешь?». «Знаю. И пулемёт знаю», — добавил я, вспомнив занятия майора Марценюка по огневой подготовке на военной кафедре УрГУ. «Будешь стрелком: автомат на шею – и вперёд!», — командир повёл головой куда-то вбок, обозначая направление. Я глянул: там, за забором из колючей проволоки, блистала в лучах солнца бесконечная, невыразимая в своей красоте казахстанская степь.
Так я убедился, что из всех возможных профессий профессия филолога самая непосредственная и близкая к земле, жизни и людям. А пулемёт с военной кафедры ребята еще долго мне поминали. Почему-то он их очень смешил.
Валерий Амиров, преподаватель департамента журналистики:
Моя служба в армии напрямую связана со специальностью: после училища я три года служил в реальных войсках, а потом занимался журналисткой деятельностью. Последние 22 года я служил в газете Уральского военного округа, был корреспондентом, потом начальником отдела. Я окончил журфак Уральского государственного университета и сейчас преподаю на этом самом журфаке, кандидатом наук, доцентом. Так что все у меня связано!
Армия, конечно, влияет на видение мира: оно становится совершенно другим, уровень дисциплины очень высокий — это ответственность, желание работать с первой минуты до последней, в общем-то, я и привык так работать, и умение работать с людьми — а это сейчас очень важно — помогает, когда я общаюсь со студентами.
Чего бы я пожелал молодым людям в этот праздник? Счастья и здоровья! Как гражданин гражданам, как патриот патриотам. Желаю им и дальше любить свое отечество, радоваться его успехам, содействовать этому, процветать самому в этом процветающем Отечестве, сделать так, чтобы родина была лучше, краше, ну и чтобы они были счастливы в этой стране.
Владимир Бабинцев, директор департамента «Исторический факультет»:
Начну с известной фразы о том, что «воин дремлет в каждом мужчине». Без ложной скромности скажу, что я попал в последний трехлетний призыв! Сразу после школы. Моя срочная служба проходила во второй половине 1960-х, как раз в период между событиями в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). В это время советской армии пришлось осознать, что такое социалистический лагерь, адаптироваться к этому. Конечно, идеологии было много, большую роль играли политруки. И мы были молодыми людьми своего времени. К примеру, когда началась шестидневная война на Ближнем Востоке (1967), и перед строем нам задали вопрос – кто готов в бой? Вся шеренга в едином порыве, не задумываясь, шагнула вперед!
Человеческая память обладает уникальным свойством вытеснять все тяжелое. Вот и у меня воспоминания про армию только хорошие. Из яркого – ночные подъемы по тревоге, сборы за 45 секунд, меткие выстрелы, сложная техника… Своеобразным мостиком между тем временем и сегодняшним днем мне представляется фраза академика Примакова: «Раньше мир был разделен по идеологическому принципу, теперь его хотят разделить по принципу цивилизационно-религиозному»…
Алексей Кислов, исполняющий обязанности директора департамента философии:
То, что я делал в армии, никак не было связано с моей специальностью. Я был в автобате, возил горюче-смазочные материалы, ездил в железнодорожном карауле — те же самые горюче-смазочные материалы перевозили, развозил их на Урале и на Кразе. Вообще, это было похоже на работу.
Армия дала мне понять то, что очень важно — нормальное дружеское общение. Что надо уметь ждать. Быть терпимым к людям.
Валерий Михайленко, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений:
Моя служба проходила в Свердловске, в железнодорожных войсках. Меня призвали после университета, и это было психологически сложно, когда тобой, уже сложившимся взрослым человеком с высшим образованием начинают командовать. Первое время было трудно сдерживаться, чтобы не ответить командиру… Армейский девиз «Не умеешь научим, не хочешь заставим» был мне, мягко скажем, не близок. Тогда «университетская спесь» с меня, конечно, спала. Но потом я понял, что в этом была и польза. Армия научила меня выдержке, саморегуляции. Это мне пригодилось жизни.
Создано / Изменено: 24 марта 2017 / 26 марта 2018
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12