Обучение
Учебные курсы
Курсы специализации
Исследовательские методы в социальных и гуманитарных науках. В курсе студенты осваивают академические и полевые методы с целью последующего проведения собственных исследований. Рассматриваются различия и преимущества исследовательского инструментария, применяемого в современных социальных и гуманитарных науках. Особое внимание уделено методам сбора данных в качественных подходах, в том числе глубинное интервью, фокус-группы, включенное наблюдение, контент-анализ письменных и графических материалов, кодирование данных. Привлекаются примеры уже проведенных исследований для анализа проблем и деталей качественных исследований, включая сравнительные и этнографические исследования, работы в рамках «обоснованной теории». Значимость социальных и гуманитарных исследований, финансовые и временные ограничения, исследовательская этика и вторичная исследовательская работа также занимают важное место в содержании курса. Студенты научатся ставить исследовательский вопрос, выбирать методы, наиболее подходящие для поиска ответа на свой вопрос и критически оценивать данные, полученные с помощью избранных методов.
История политической философии. Практической целью курса является обучение студентов навыкам интерпретации сложных философских текстов. В основе курса лежит стремление изменить практику идеологизированного и классифицирующего чтения философских текстов. Методология Кембриджской школы в интеллектуальной истории предполагает рассматривать философские тексты как речевые акты, а не просто как выражение неких систем, приписываемых авторам, или как вневременную медитацию об универсальных истинах. В курсе раскрытие иллокутивного смысла текстов достигается благодаря практике внимательного чтения и реконструкции контекста, в которых философы писали и читались.
Современная политическая философия. Курс предназначен для ознакомления студентов с дискуссиями в современной политической философии. Ключевые фигуры либерализма – Дж. Локк, Дж.С.Милль, Дж.Ролз – занимают центральное место. Консервативные и радикальные направления в политической мысли рассматриваются в их полемике с либерализмом. Курс нацелен на приобретение студентами аналитических и полемических навыков в обсуждении значимых для современной политической философии вопросов.
Политическая философия и гендер. Курс посвящен переосмыслению классической политической теории, осуществляемому в рамках современных гендерных исследований. В классической политической философии политический субъект представлен в своей универсальности, т.е. он лишен расовых, классовых или половых дифференциаций. Введение категории «гендер» в дискурсивной поле политической теории производит мощный критический эффект, основанный на проблематизации самих эпистемологических основ господства и подчинения. Гендер, понятый как институционализированный режим власти, становится мощным аналитическим инструментом, позволяющим дискурсивно обозначить, сложившиеся режимы властных отношений как на «макро-», так и на «микро-» уровнях. Курс основан на работах современных политических философов, таких как Нэнси Фрезер, Джудит Батлер, Шейла Бенхабиб, Мишель Фуко, Аксель Хоннет, Кэрол Пейтман, и др.
Философия телесности и биополитика. В курсе анализируется проблематика тела и телесности в западной философии ХХ века, демонстрируется связь между реабилитацией проблематики телесности и парадигмальными сдвигами в философии: возникновением неклассической, а затем постнеклассической парадигм. Рассматривается сложившееся в 1970х- 1990х междисциплинарное поле Body Studies и роль философской рефлексии телесности в структуре данного поля. Особый акцент делается на категорию «биополитика» (М. Фуко), представляющую инструмент анализа совокупности практик контроля над телом, его дисциплинирования и научной классификации в эпоху модерности.
Теория модерности. В курсе будет рассматриваться то, как понятия современность, прогресс и развитие человечества осмыслялись в социальных науках. «Модерность» (за неадекватностью русского слова «современность») указывает скорее на качество и тип обществ, чем на их одновременность. Таким образом понятие модерности служит для классификации обществ и предполагает разрыв с прошлым. Для прояснения аналитических категорий, которыми мы пользуемся для ориентации в прошлом и будущем в общественно-политических дискуссиях, мы рассмотрим следующие вопросы: как возникла идея о том, что будущее может быть отличным от прошлого, «открытым будущим» (Р. Козеллек)? Как развивались концептуальные и аналитические инструменты в социально-политической мысли для изучения модерности как исторической стадии и общественной форме жизни? Как идеологическая предпосылка о единстве развития всего человечества подверглась критике? Как происходил перенос внимания с институтов и систем на практики и этосы, на опыт проживания в модерности? Как можно изучать разнообразные траектории модернизации, культуру модерности? Что может дать подход множественных модерностей?
Теория действия. Курс посвящен рассмотрению основного содержания теории структуры социального действия Т. Парсонса, ее основных предшественников и главных оппонентов, а также вариантов ее развития в виде теории коммуникативного действия и теории креативного действия. Также будут изучены случаи применения метафор креативности действия: производства (труда), революции, игры, выражения и т. п. в виде подготовленных студентами исследований, предполагающих изучение интернет-ресурсов и критический анализ со стороны преподавателя. Особое внимание будет уделено сравнительному рассмотрению основ экономической теории действия, представленному в виде проблемных докладов и коллоквиума с участием преподавателя.
Микрополитика. Учебная дисциплина «Микрополитика» посвящена изучению следующих тем: социальные интеракции и их политическое оформление, этнометодология Г. Гарфинкеля как теория микрополитических преобразований, драматургические теории социального действия и их политическое содержание, революция в искусстве, в частности, сюрреалистическая, леттристская и ситуационистская революции как попытки микрополитического изменения современного общества художественными средствами, использование микрополитики в менеджменте
Исследовательский проект (магистерская диссертация)
Подготовка и защита магистерской диссертации является обязательным компонентом учебного плана магистерской программы «Политическая философия». Магистерская диссертация – это выпускная квалификационная работа, которая должна продемонстрировать уровень подготовки автора и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск, решать конкретные исследовательские задачи, выбирать необходимые методы исследования, аргументированно излагать ход своих мыслей в виде письменного сочинения. Работа над магистерской диссертацией ведется на протяжении всего срока обучения магистранта.
Для своей магистерской диссертации студенты могут выбрать тему по широкому спектру вопросов в рамках политической философии. Учитывая междисциплинарный характер программы, магистерская диссертация может сочетать подходы, сложившиеся в рамках смежных академических специальностей, таких как политическая антропология и социальная философия, этика, культурология и политология, при условии, что концептуальное ядро работы и характер проблематизации находятся в поле политической философии. Особенно приветствуются работы, обращающиеся к наиболее активно обсуждаемым и дебатируемым сегодня проблемам, таким как теории признания, справедливости, господства, легитимности, власти, национализма, мультикультуризма, гражданства и т.д.
Выбор темы происходит совместно с научным руководителем. Руководителем магистерской диссертации может быть любой из преподавателей программы. Поиск научного руководителя – обязанность самого магистранта, который может руководствоваться в своем выборе информацией о преподавателях на веб-странице программы, советами руководителя программы, преподавателей, ведущих учебные курсы.
Работа над диссертацией должна вестись на протяжении всего периода обучения в магистратуре. Чтобы помочь студенту обрести навыки, необходимые для исследовательской работы и академического письма, в программу обучения в первом семестре включен Политико-философский семинар. В ходе семинара студенты знакомятся с общими требованиями к диссертации, учатся формулировать цели и задачи исследования, работать с литературой, формулировать результаты исследования, правильно оформлять работу. Ниже – список дат, которые необходимо иметь ввиду в ходе организации работы над магистерской диссертацией:
● Сентябрь – декабрь (1й семестр) выбор темы диссертационного исследования, научного руководителя
● Февраль (2й семестр) утверждение темы диссертации и руководителя на заседании кафедры
● Сентябрь (3й семестр) презентация тезисного плана диссертации и глав научному руководителю
● Март (4й семестр) утверждение темы диссертации и рецензента приказом по ИСПН
● Апрель – май (4й семестр) Оформление рукописи диссертации
● Июнь (4й семестр) защита диссертации
Защита диссертации проходит в виде публичной презентации результатов исследования на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Готовая диссертация не менее чем за неделю до защиты предоставляется рецензенту, который по результатам прочтения готовит отзыв, в котором дает оценку диссертации («отлично, «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Научный руководитель, на основании анализа содержания магистерской диссертации, также готовит отзыв. Магистерская диссертация вместе с отзывом научного руководителя и рецензией сдается секретарю Государственной аттестационной комиссии (ГАК) не позднее, чем за 3 дня до защиты для проверки наличия всех необходимых документов и правильности их оформления. Лучшие работы по результатам защиты, как правило, рекомендуются к поощрению, а в ряде случаев – к публикации.
Создано / Изменено: 13 мая 2015 / 8 декабря 2015
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12