10:00, 23 марта 2020
Юлия Степанчук — об отношении к цифровым технологиям и онлайн-образованию
Продолжаем общаться с организаторами IV Международного молодежного конвента УГИ УрФУ. Доцент кафедры культурологии и социально-культурной деятельности рассказала нам, как общество относилось к цифровым технологиям, и чем выгодно онлайн-образование.
Юлия Александровна, прежде всего, какова сфера вашей деятельности в университете?
Я прежде всего человек науки — занимаюсь написанием научных работ и преподаванием. Области моей деятельности — это современная философия и современные технологии в культуре, то, как они воспринимаются в культуре и отражаются в нарративах, и как наше воображение влияет на восприятие цифровых технологий.
Меня интересует слой метафорического в культуре, то, как мы воображаем себе цифровые технологии. Меня интересует утопическое воображение вообще и та роль, которую оно играет в восприятии новых технологий.
Интересно. И как же цифровые технологии проникают в культуру?
Культурное воображение прошло целый ряд этапов, и очень большую роль в цифровой революции играло так называемое утопическое, воображаемое представление о том, что технологии изменят мир к лучшему. Это сыграло огромную роль на начальном этапе цифровой революции. Когда цифровые технологии еще не были полностью коммерциализированы, когда многое делалось на экспериментах и энтузиазме, воображение играло огромную роль. Люди хотели построить цифровой интерфейс, который сделает нашу реальность другой, который сделает мозг более эффективным, позволит нам работать более органично. Например, Теодор Нельсон, один из пророков цифровой революции, представлял, как технологии позволят преодолеть границы материального мира.
С другой стороны, сейчас доминируют метафоры более пессимистичные. Они, конечно, появились не сегодня. Еще в 1950-е годы компьютеры ассоциировались с негативными вещами — машинами, которые порабощают людей и делают возможным инвентаризацию и контроль. Затем это сменилось утопическим энтузиазмом, но, в то же время, негативные метафоры продолжали присутствовать: роботы, порабощающие людей, терминаторы, Скайнет, матрица.... Сейчас мы видим, что пессимизм преобладает. Это связано с изменениями в обществе и в геополитике. С 2008 года, поры экономического кризиса, пошел поток негативных публикаций о цифровых технологиях, причем многие из них были написаны основателями и создателями этих технологий. Они начинают говорить о своем разочаровании, о том, что они не так себе все представляли. Например, Джарон Ланье, один из пионеров виртуальной реальности, в 2010 году публикует манифест «Вы не гаджет», где он пишет о том, что его ожидания не оправдались. Даже Тим Бернерс-Ли, создатель Всемирной паутины, публикует пессимистичные отзывы о своем детище. К этому добавляется и волна научных публикаций, мрачно оценивающих современную ситуацию: цифровой надзор, аддиктивность цифровых технологий, то, как они делают нас одинокими и разобщают друг от друга.
Современный тренд в исследованиях — уйти от дихотомии «или-или». Еще Умберто Эко писал о том, что существуют стадии осмысления новых технологий в культуре. Есть утописты, есть апокалиптики, а есть реалисты. Период реализма начинается, когда технологии растворяются в культуре, когда они становятся «естественными». Это этап, который проходят все новые технологии. Для «цифры» этот этап мы уже прошли.
Что же разочаровывает ранних утопистов и энтузиастов цифровых технологий в современном интернете?
Их разочаровывает несоответствие ожиданий и реальности. Они представляли себе пришествие интернета как торжество самого лучшего в культуре. Например, они представляли себе интернет как кладезь всех человеческих знаний, как хранилище культурного наследия. И действительно, интернет стал таким кладезем, но огромное число людей этим не пользуются. Они читают ВКонтакте, Facebook, фейкньюс, смотрят ролики сомнительного качества на YouTube. Я, как человек, который застал переход к цифровой эпохе, прекрасно помню этот огромный восторг, когда вся информация выложена в одном месте, когда все, что раньше было дефицитом, доступно по клику мышки. Но тут же возникает обратный эффект — вместе с исчезновением дефицита информация обесценивается, книги, приобретённые с трудом, отличаются от книг, свободно доступных в любой момент.
Кроме того, современная цифровая экономика работает, к сожалению, против высоких целей культуры и образования, поскольку она построена на том, чтобы улавливать внимание, вызывать аддикцию, используя контент, который пользуется максимальной популярностью. Социальные сети, видеохостинги и поисковики эксплуатируют базовые особенности человеческого мозга, чтобы удержать внимание пользователей и заработать на этом деньги. В результате люди подсаживаются на сиюминутное, трендовое, интересное, преимущественно то, что циркулирует в их социальной сети, потому что мы доверяем тем, кто находится в нашем круге общения. В результате мы видим парадокс: современные онлайн-ресурсы дают колоссальные возможности самообразования и улучшения себя, приобщения к культурным ценностям, но значительное число людей этим не пользуется.
А уместны ли цифровые технологии в образовательном процессе?
В этом плане я тоже реалист. Мы должны говорить не про цифровые технологии вообще, а про конкретную технологию в каждой конкретной ситуации. Возьмем презентации — если их использовать грамотно, то они помогают, дополняют пункты лекции. В предметах, для которых особенно важна роль иллюстративного материала, презентации незаменимы.
Вообще, цифровые технологии — это инструмент. Если его грамотно использовать, то он, безусловно, помогает. Проблема в том, что инструментам часто приписывают самодостаточную роль, утверждая, например что достаточно делать презентации или пользоваться ноутбуками, и все само собой будет хорошо. Это, конечно, иллюзия.
Как вы думаете, внедрение онлайн-образования необходимо в современных реалиях?
Я отношусь позитивно к онлайн-образованию, но здесь есть ряд проблем, прежде всего связанных с тем, как его внедрять в традиционное образование. Есть радикальные прогнозы, согласно которым все будут учиться онлайн, онлайн-образование полностью заменит физические здания. Но пока я не вижу, как это может реализоваться в реальности. Во-первых, мы часто преувеличиваем совершенство и доступность цифровых технологий. А во-вторых, одно из прямых последствий ухода образования онлайн — это удар по университетам, не входящим в число престижных, топовых. И, конечно, проблема качества онлайн-образования тоже имеет значение. Способны ли люди усидчиво осваивать материал онлайн, как проверить их знания — это все непростые вопросы.
Есть мнение, что чем больше цифровых технологий внедряется в нашу жизнь, чем больше они становятся повседневными, тем больше человеческий контакт становится формой роскоши. Возникает социальное расслоение — средний человек обрабатывается алгоритмами, а то, что требует индивидуального подхода, становится роскошью для элиты. Можно говорить о том, что это происходит и в образовании. Так, в западных странах уже внедряют алгоритмическую оценку учителей и учеников в школах, но престижные частные школы этого не делают, сохраняя личный контакт.
То, что должно перейти в онлайн однозначно — это традиционная лекционная форма обучения. Если лекции будут доступны онлайн, тем более ценен окажется контакт студента и преподавателя на семинарских занятиях, в работе над научными проектами и т. д.
Что касается молодежного конвента. Что посоветуете участникам конференции?
Мне хотелось бы услышать от молодого поколения вдумчивое критическое осмысление того, как они видят роль цифровых технологий в современной культуре с точки зрения их жизненного опыта, их восприятия. Я понимаю, что заниматься подобным критическим осмыслением становится все сложнее, поскольку цифровые технологии сопровождают современных студентов с самого рождения, они «естественны», и это затрудняет критическую оценку. Но все-таки к такому взгляду нужно стремиться. Интересно было бы сопоставить оценки разных поколений и рассмотреть это явление с разных сторон. И, конечно, хотелось бы дискуссии — ее очень не хватает, особенно на молодежных конференциях.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12