10:00, 16 марта 2020
Психолог Ольга Дорогина — об искусственном интеллекте и развитии человечества
Продолжаем общаться с организаторами IV Международного молодежного конвента УГИ УрФУ. Доцент кафедры клинической психологии и физиологии УГИ УрФУ Ольга Дорогина рассказала о том, каким образом искусственный интеллект влияет на человека сейчас, куда движется цифровой прогресс и как цифровые технологии влияют на образование.
Какова ваша сфера исследований в психологии?
Я изучаю возможности метода транскраниальной стимуляции мозга для улучшения индивидуальных когнитивных возможностей человека.
Как вы оцениваете тот факт, что искусственный интеллект все больше влияет на человека и все глубже проникает во все его сферы жизни? Естественное ли это развитие человечества?
Это естественное развитие человечества. Благодаря внедрению технологических решений увеличивается рост мировой экономики. В 2019 году президент России Владимир Путин утвердил национальную стратегию развития искусственного интеллекта, в тексте которой написано: «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание».
Каким образом искусственный интеллект влияет на человека сейчас и в будущем?
Начну издалека рассказывать про искусственный интеллект. DeepMind сделали компьютер, который выигрывает у человека в го. Для обучения компьютера взяли все данные о сыгранных людьми партиях, чтобы показать, в каких случаях он выигрывал, а в каких проигрывал. Но очень быстро стало понятно, что этих данных слишком мало, чтобы обучить компьютер. Всего-то несколько миллиардов партий! Тогда они описали правила игры в го для компьютера и заставили две нейронных сети играть друг против друга. Компьютеры играли несколько лет. Результатом стала нейронная сеть, которая обучена обыгрывать кого угодно.
Неодушевленная машина решает задачи, которые до сих пор не удавалось решить человеку, не вследствие большой скорости и точности машины, а в результате ее способности найти новые методы для решения имеющейся задачи (на основе проработки большого массива данных). Из этого следует, что сейчас ученые пытаются минимизировать влияние человеческого вклада в появление искусственного интеллекта, пытаются как можно больше всего автоматизировать, то есть превратить в систему искусственных интеллектов, которая строит другие искусственные интеллекты. Поэтому вместо того, чтобы делать что-то руками, лучше один раз написать программу, которая бы делала это за тебя с высокой точностью и очень качественно на основе огромного опыта.
Искусственный интеллект присутствует в медицинских кабинетах сегодня, а в будущем мощные диагностические алгоритмы и хирургические роботы нам просто необходимы. Персональные роботы-ассистенты, квартиры и целые города станут «умными», огромное количество сфер жизнедеятельности, где искусственный интеллект присутствует и его присутствие очень важно.
Но есть и зыбкие зоны. Для растущего и развивающегося мозга есть ограничения, связанные с использованием ИИ. Это, на мой взгляд, виртуальная среда во всех ее проявлениях, начиная от времени, проведенного с гаджетами, и заканчивая виртуальным общением. Растущий мозг должен находится в естественной среде, обрабатывая информацию и адаптируясь к ней. Мозг имеет дело с неопределенностью. Он обучается моделям внешнего мира, основанным на ограниченной — и зачастую неоднозначной — информации, и применяет ее для предсказаний причин чувственных переживаний. Если ребенок много времени проводит в виртуальной среде, то вывод о внешнем мире он делает с поправкой на эту виртуальную среду, а затем уточняет этот вывод согласно поступающей чувственной информации, которая у такого ребенка очень обеднена, что приводит к неверным прогнозам, а чем менее точен прогноз, тем сложнее жить в реальном мире. (Вспомните пример с бабочкой, севшей на стекло и ребенка, пытавшегося ее увеличить, и это только начало).
Сможем ли мы с помощью ИИ стать сверхлюдьми, андроидами или какими-либо другими существами, попав на более высокую ступень эволюции? И вообще куда движется такое соприкосновение сознания человека с ИИ, по вашему мнению?
С помощью ИИ мы не станем сверхлюдьми, но можем облегчить себе жизнь. Возможно, заменим часть профессий.
Как меняется образовательный процесс с точки зрения влияния цифровых технологий на человека? И меняется ли вообще?
В образовании используются цифровые технологии для оптимизации ряда процессов, что естественно влияет на качество образовательного процесса. К примеру, вебинары позволяют дистанционно учить людей без отрыва от производства, открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам, а также дисциплинам дополнительного образования — в том числе для людей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в образовательном учреждении. Но еще раз повторюсь, книгу ничто не заменит и начинать учиться надо с книги.
Чего вы ожидаете от докладчиков на конференции психологов и какой совет можете им дать?
Я жду попыток выделить реальные проблемы, разрабатываемые в рамках данного направления, выявить связи с другими областями знания, рассмотреть теоретические интерпретации практических достижений и трудностей. Может быть, жду попыток сопоставления интеллекта человека и функционирования машины, выявление сходства и различия между ними, используя для оценки самого «искусственного интеллекта» данные психологической науки, в которой анализ интеллектуальных процессов человека традиционно является одной из основных областей исследования.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12