11:34, 27 мая 2020
Социологи выяснили, как дистанционное обучение и ограничительные меры повлияли на психофизическое и социальное здоровье студентов. В начале мая сотрудники кафедры прикладной социологии и лаборатории социологических исследований УГИ УрФУ провели исследование, в ходе которого опросили 940 бакалавров и магистрантов, изучающих гуманитарные и общественные науки.
Социологи выяснили, как дистанционное обучение и ограничительные меры повлияли на психофизическое и социальное здоровье студентов. В начале мая сотрудники кафедры прикладной социологии и лаборатории социологических исследований УГИ УрФУ провели исследование, в ходе которого опросили 940 бакалавров и магистрантов, изучающих гуманитарные и общественные науки.
«Анализ данных показал, что разрушение прежних социальных связей с преподавателями, однокурсниками, друзьями, в первую очередь, привело к ухудшению психического здоровья молодых людей. 38% отметили значительные изменения, а 41% — незначительные. 28% указывают на частое появление раздражения, 24% — состояние стресса. Внутреннее спокойствие отмечают только 7%», — поясняет заведующий кафедрой прикладной социологии Анатолий Меренков.
Психическое состояние существенно влияет на физическое здоровье, добавляют социологи. На ухудшение пожаловались 83% опрошенных, из которых 31% отметили значительное ухудшение. Чаще стали ощущать слабость в теле 43%, усилились прежние болезни у 8%; появились новые (остеохондроз, снижение зрения) у 6%.
«Это через месяц нахождения на карантине, а сейчас завершается второй. Таковы последствия ситуации, когда молодые люди, обладающие высоким уровнем жизненных сил, оказались в качественно новых обстоятельствах. Можно представить, как вынужденная самоизоляция повлияла на здоровье людей среднего и старшего возраста», — констатирует Анатолий Меренков.
Психофизическое состояние зависит от социального здоровья человека, уверены социологи. Оно определяется наличием постоянных контактов не только с родственниками, но и с друзьями, преподавателями, однокурсниками. Так, 55% студентов переживают страх случайного заражения коронавирусом, который усиливается трудностями адаптации к новым формам освоения учебного материала. 66% обратили внимание на то, что увеличилось время для выполнения всех заданий. 69% указали, что стали получать от преподавателей больше письменных работ.
В результате 35% считают, что значительно снизилось качество образования, а 34% отмечают некоторое снижение. Улучшение заметили 9% студентов.
«В связи с этим следует критически относиться к призывам перехода на дистанционное образование в вузах. Оно ведет не только к невозможности организации эффективного воспитания молодежи, о чем недавно говорил Владимир Путин, но лишает возможности развивать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих специалистов в процессе непосредственного контакта с преподавателями, однокурсниками, когда в споре, дискуссии можно пытаться найти истину», — говорит Анатолий Меренков.
Одним из основных негативных последствий дистанционного обучения, по мнению 52% опрошенных, является отсутствие личного общения с преподавателем. Эмоции во время совместной учебной деятельности крайне трудно получить при дистанционном обучении. 24% считают, что доля дистанционных форм занятий не должна превышать 20%, а каждый пятый опрошенный снижает ее до 10%. Удовлетворены результатами своей учебы вне привычных форм ее организации 32%. В целом снижение психофизического и социального здоровья в условиях самоизоляции, полного перехода на новые формы обучения в вузе ведет к тому, что 37% опрошенных заявили, что жить стало труднее, а 17% — «терпеть уже невозможно».
Вместе с тем студенты озвучили и преимущества дистанционного образования, которые, тем не менее, не связаны с повышением его качества: 56% отмечают экономию времени на дорогу в учебное здание, 52% — свободу выбора времени занятий, 47% — возможность заниматься в своем темпе. Наличие условий для того, чтобы проявить себя лучше на занятиях, фиксируют только 2%, чаще и эффективнее общаться с преподавателем могут 1,8%.
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Телефон: + 7 (343) 389 97 33
Ефимова Ирина Эдуардовна- Ведущий инженер каб.330
Адрес: 620083, Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51, Департамент политологии и социологии
Мы в социальных сетях: