К чему приведёт возможный отказ от Болонской системы образования? Смогла ли она окончательно сформироваться в России? Ждёт ли нас возврат к советской системе в высшей школе? Сможем ли мы перенять опыт и тенденции развития образовательной системы стран Востока? Об этом мы беседуем c Анатолием Васильевичем Меренковым, заведующим кафедрой прикладной социологии Уральского гуманитарного института УрФУ, доктором философских наук, профессором, почетным работником Общего образования РФ.
Ждёт ли нас возврат к советской высшей школе?
Такое возвращение не произойдёт по ряду причин. Во-первых, современное высшее образование подчиняется общим мировым законам его развития. Прежнее было основано на нескольких национальных моделях, слегка отличающихся друг от друга при подготовке квалифицированных специалистов. В условиях глобализации науки, распространения новых технологий и технических систем образование стало глобальным. Исследователи отмечают формирование международной научно-образовательной мобильности, способствующей включению в образовательный процесс различных его участников вне зависимости от национальной принадлежности и политических убеждений.
Во-вторых, возросла практико-ориентированность знаний и умений, которые получает студент. Наши многолетние исследования показали, что работодателям нужны выпускники, способные сразу включиться в решение конкретных вопросов производства. Такое требование к обучению возникает и у студентов. Им нужны знания о различных сферах жизни общества, производственных технологиях, методах их применения, которые можно сразу использовать.
В-третьих, университеты стали ориентироваться на такое соединение науки с обучением, которое позволит преподавателям вместе со студентами создавать коммерческий продукт. Реализовать эту задачу трудно тем, кто получает естественно-научную, инженерную подготовку, но особенно сложно гуманитариям, обществоведам. Кто купит, например, проект реформирования системы выработки общественного мнения по разным вопросам общественной жизни, политического воспитания или исторического, философского образования и т. п? Только тот, кто думает на перспективу. Продукт научной деятельности обществоведов подобен результатам фундаментальных исследований представителей естественных наук. Он даёт эффект не сразу, а постепенно, но огромный и длительный по времени.
В-четвертых, происходит цифровизация научного и образовательного контента. Особенно ярко это проявилось во время пандемии.
В-пятых, активно внедряется система индивидуализации образования. Она направлена на превращение обучения в развитие способностей каждого студента.
Однако при всех этих преобразованиях должна сохраняться преемственность современного российского образования с советским. Она заключается в подготовке квалифицированного специалиста, востребованного производством, общественной жизнью. Прежде заказ на него поступал от государства, а теперь от кого? От крупного, среднего или малого бизнеса и структур федеральной, региональной власти? Сколько финансовых, материальных, людских ресурсов тратится на подготовку тех, кто не может найти хорошо оплачиваемую работу по специальности? По нашим многолетним исследованиям таких от 30 до 70 % в зависимости от направления подготовки.
К тому же многие выпускники заняты прекарным трудом, который характеризуется частой сменой содержания выполняемых обязанностей и временным трудоустройством работника. Возникает ситуация постоянной неопределённости трудовой деятельности молодого специалиста, что побуждает его к смене места работы.
Можно ли считать советское образование лучшим в мире и почему?
Для подтверждения этого мнения требуется сравнение с организацией образования в других странах. Специальных масштабных исследований по чётко обоснованным критериям по этому вопросу не проводилось. Однако отмечается фундаментальность советского образования, когда изучению теории уделялось большое внимание. Это обеспечивало возможность молодому специалисту на основе знания теории решать конкретные вопросы, возникающие на производстве. В ряде стран упор делали на подготовку узкого специалиста. В наше время в условиях постоянного появления новых технологий и технических устройств требуется универсальный выпускник вуза, способный на основе глубокой теоретической подготовки успешно решать новые задачи, которые ставит работодатель. Модель организации такой подготовки мы разрабатывали еще 15 лет назад. Однако она пока медленно внедряется.
По вашему мнению, к чему приведёт отказ от Болонской системы образования? Смогла ли она окончательно сформироваться в России?
Пока, как известно, отказа от этой модели не планируют. Её собираются совершенствовать. Опыт показывает, что одной их главных проблем является невозможность обеспечить требуемый уровень обучения тех, кто пытается получить образование, не связанное с полученным в бакалавриате. Требуется дать им за два года равное по уровню образование с теми, кто продолжает обучение в магистратуре по приобретённой специальности. Одни совершенствуют и углубляют свои знания, а «новенькие», сидящие с ними рядом в аудитории, чем занимаются? Возникает неравенство в качестве обучения этих двух разных групп студентов магистратуры.
Если говорить о подготовке бакалавров, то преподаватели уже научились давать за 4 года прежнюю программу пяти лет обучения с некоторыми сокращениями, поэтому многие выпускники бакалавриата успешно трудоустраиваются. Магистратура для многих стала способом получения более высокого социального статуса, а не средством повышения профессионализма.
Какую систему образования мы получим в будущем? Сможет ли наша современная образовательная система конкурировать с Болонской и (или) советской?
Не надо, создавая образование будущего, ориентироваться на прошлое. Это будет топтание на месте. В условиях быстрой смены техники и общественной жизни требуется сформировать систему подготовки специалиста, который на основе знания теории способен её умело использовать при решении новых задач. Этому необходимо учить на 3 и 4 курсах бакалавриата или специалитета в рамках проектного обучения.
Сегодня у института появились новые партнёры на Востоке. Скажите, сможем ли мы перенять опыт и тенденции развития образовательной системы у них?
Следует отметить, что, с одной стороны, в процессе формирования высшего образования в странах Востока они ориентировались на модели и практику организации университетов в Западной Европе и США. С другой стороны, есть собственные наработки в подготовке студентов вузов в Китае, Южной Корее, Японии. Изучая систему требований к студентам вузов в этих странах, следует выделить высокую требовательность к студентам. Обучающиеся должны самостоятельно осваивать большой учебный материал, постоянно демонстрируя заинтересованность в получении качественного образования. Действует одна восточная мудрость — «Готов ученик, готов и учитель». Если студент сам стремится хорошо учиться, то он способен понять то, что говорит преподаватель. У нас же, к сожалению, требуют учить всех, не выясняя степень готовности абитуриента к получению конкретной профессии. Считается, что научить всех петь, танцевать невозможно, надо выяснять природные данные претендентов. А подготовить врача, инженера, историка будто бы можно из любого выпускника школы. В связи с этим мы вынуждены заниматься студентосбережением. Отсутствие отбора будущих студентов на основе тестирования, собеседования при поступлении в вуз является главным пороком нынешнего ЕГЭ. Сколько денег, времени, сил, нервов тратится на обучение тех, кто занимается тем, что не соответствует их природе и полученным в школе знаниям!
На ваш взгляд, существует ли отличие между российскими студентами и студентами, воспитанными в восточных традициях?
Конечно, существует. Наши исследования студентов из Китая, других стран Востока, показали, что они отличаются высоким уровнем сплочённости, всегда поддерживают друг друга. Существует определённый контроль со стороны старших, соблюдаются национальные традиции уважения к преподавателям. Уровень заинтересованности в знаниях у подавляющего большинства очень высокий. Есть то, чему у них следует поучиться
Создано / Изменено: 22 ноября 2022 / 23 ноября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12