Заместитель директора УГИ УрФУ Дмитрий Черноухов провел встречу с руководителем фестиваля уличного искусства Stenograffia Анной Клец в рамках реализации программы взаимодействия с партнерами института.
Уже тринадцатый год подряд в Екатеринбурге проходит фестиваль уличного искусства Stenograffia. Сегодня выпускница УГИ Анна Клец занимает должность руководителя фестиваля. Девушка рассказала о планах проекта, привлечении местных жителей к созданию арт-объектов и о том, как стать частью окрепшего фестиваля Stenograffia.
Аня, добрый день! Знаем, что ты училась у нас. Давно ли была в здании университета?
Не так давно. Поскольку наша команда делала арт-работу на Кипре, весной меня пригласили на мероприятие с консулом Республики. На конференции участвовала кафедра социально-культурного сервиса и туризма.
С тех пор как ты выпустилась, в УрФУ появился самый большой институт – УГИ, объединивший всех гуманитариев. Уверен, нашим студентам и преподавателям будет интересно узнать о свежих новостях фестиваля и планах на 2023 год.
Мы, честно говоря, еще доделываем недорисованные объекты за 2022 год, поэтому за 2023 пока не садились. Однако вектор направления понятен. Акцент сделаем не только на росписи городских поверхностей, но и поставим эксперименты в области создания удобной городской среды. Например, из стрит-арт линии сделаем более объемный туристский продукт: на въездах в город, возможно, появятся информационные стелы с объектами, планируем создать аудиоэкскурсии. Представь, прилетаешь в Екатеринбург, а там тебя встречает яркая и красивая конструкция «Добро пожаловать в столицу уличного искусства!». Планов очень много!
В 2022 году совместно с Уральским союзом экскурсоводов и гидов, кафедрой социально-культурного сервиса и туризма УГИ УрФУ ты организовала обучающий курс для гидов. Это был разовый проект или есть идея проводить его ежегодно?
В текущем году – эксперимент. Я сама училась преподавать курс такого типа, строить маршруты. Мы получили хороший опыт, который будем использовать и дорабатывать. Курс хочется делать и продвигать, чтобы наш контент, и экскурсии по уличному искусству были доступны. Запросов очень много. Постараемся выстроить логистику. Это то направление, которое мы обязательно будем развивать.
Расскажи о вашей крутой команде волонтеров. Наверняка многих студентов УГИ заинтересует эта деятельность.
Волонтерское движение, это действительно движок, то, на чем держится Stenograffia. У нас были случаи, когда именно из-за волонтеров мы не останавливали фестиваль. Вокруг нашего проекта выросло целое движение – большое сообщество людей разных возрастов и специальностей, активно помогающих создавать уличное искусство. Очень важный пример осознанного присутствия в городской среде, когда люди выбирают не уезжать, а преображать то место, где они живут. Так же в плане взаимодействия мы вычленяем «пассионариев», тех кто готов что-то делать в своем городе.
У нас есть база волонтеров, которая работает уже много лет. Каждый год мы открываем набор для желающих присоединиться.
Как стать волонтером фестиваля?
Каждый год весной мы объявляем новый набор. Обычно люди заполняют анкету и проходят собеседование, затем получают задачи в зависимости от своего профиля. У нас есть координаторы, различные помощники художника, пресс-служба.
Проводили вы опрос откуда родом волонтеры и сколько студентов вовлечено в деятельность?
Большая часть — студенты. Есть как школьники, так и работающие. Мы открыты для всех.
У вас есть крутая идея: город рисует сам себя. Расскажи о ней подробнее.
Это один из любимых проектов, поскольку здесь люди демонстрируют как готовы преображать город. Суть в том, что мы выбираем какую-то болевую точку. Например, в этом году на набережной по Малышева мы пригласили жителей города привести в порядок жуткий забор. Интересная художница Тина Прохорова, с которой мы ранее работали, подготовила эскиз. Здесь важен момент, что эскиз, конечно, готовит профессионал. Однако при разработке иллюстрации важно учитывать воплощение идеи, которой займутся люди, скорее всего, никогда не рисовавшие на больших поверхностях. Поэтому, визуал, в рамках проекта «Город рисует сам себя», всегда получается из крупных форм какой-то наивной, но очень модной иллюстрации. Это как большая раскраска. В этом году люди буквально за пару часов «укатали» 70 метров забора!
После такого преображения они, конечно, начинают по-другому смотреть на свой город, видят, что могут внести положительные изменения.
Часто задаваемый вопрос, с которым можно и лекцию у нас в университете прочитать: как выбираете стены для размещения рисунка?
У нас есть «Биржа поверхностей», куда мы также вовлекаем местных жителей. Люди смотрят на город не просто как на набор стен, а с позиции потенциального холста для искусства.
Есть целый ряд технических особенностей. Во-первых, мы не рисуем на объектах историко-культурного наследия. Во-вторых, всегда смотрим на состояние поверхностей. Мы художники, не бригада ремонта. Так что сильно разрушенные взять не можем. Важно, чтобы стенка была видна для жителей. Искусство делается для людей, а факторов очень много. Работая с художниками, стараемся предложить несколько локаций исходя из эскизов.
С выбором объектов понятно, а как фестиваль выбирает художников?
Художники присылают свои портфолио, но необязательно с готовыми работами. Автору необходимо продемонстрировать, что он реализует. Далее мы вступаем в диалог и разрабатываем проект. Конечно, есть пул авторов, с кем мы мечтаем поработать, и связываемся сами, а есть и ребята, которые уже не раз рисовали на Stenograffia.
Организаторы принимают заявки круглый год или как с волонтерами объявляете набор?
Объявляем весной, также можно следить за информационными ресурсами фестиваля.
Как стать участником, если ты неизвестный художник?
Мы каждый год берем художников, которые впервые выходят на улицу. Они могли ранее заниматься графическим дизайном, могли даже выставляться в галереях, но на стенах города впервые. Нас не пугает, что у человека нет стажа. Мы обычно даем в помощь коллегу-художника и команду опытных волонтеров. Нам интересно вовлекать людей из смежных специальностей.
Это очень хорошая работа по вовлечению. Нам как университету это тоже близко. Планируется ли совместно с институтом организовывать какие-то встречи-лекции от ваших художников?
Да, мы здесь поработаем. В целом фестиваль стал обрастать такими ивентами. Если раньше мы только рисовали, то теперь организовываем уличные выступления актеров, музыкантов и ставим кинотеатр. Stenograffia становится фестивалем с самыми разными направлениями.
Насколько фестивалю интересно сотрудничество с научными, образовательными организациями? Есть такой стереотип, что стрит-арт — это жесткий андеграунд, нелегальщина, чуть ли не вандализм. У вас, мне кажется, совершенно другой подход.
Да, мы знаем и работаем с этим стереотипом. Но сейчас наших художников уже встречают как рок-звезд, фестиваль полностью в легальном поле.
Сотрудничать с образовательными организациями для нас очень интересно, например, Art and science, я сама его лично люблю. У нас и проект был с нейронной сетью Яндекса. Если университету интересно рассказать о своих проектах через искусство, мы подключимся!
Создано / Изменено: 24 октября 2022 / 29 октября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12