Три столетия назад на Урале, на Уктусском заводе, появилась первая школа. Чему учили уральских ребятишек три века назад, как была устроена система обучения, существовали ли поборы с родителей, рассказывает эксперт УГИ, профессор кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления Алевтина Сафронова.
Уральские школы появились раньше, чем Екатеринбург. Почему школы появились при заводах, а не городах, кто был инициатором их открытия и где они действовали?
В России в первой половине XVIII в. все государственные школы находились в ведении различных ведомств (Адмиралтейской коллегии, Военной, Иностранных дел, Духовного ведомства). До их появления дети обучались грамоте, арифметике на дому или у частных лиц, за плату. Первого марта 1721 г. обучать грамоте стали на Уктусском заводе, затем словесные школы открыли на Алапаевском заводе и в трех слободах с приписными к ним крестьянами. Две арифметические школы начали действовать на Уктусском заводе и в городе Кунгуре. Словесные школы открыл по своей инициативе начальник заводов Василий Татищев, заинтересованный в увеличении числа грамотных людей при заводах. Арифметические школы были открыты им с разрешения Берг-коллегии, поскольку в них набирали уже обученных грамоте детей из церковнослужителей, подьячих, находившихся в ведении уездных властей. Берг-коллегия поощрила даже привлечение в школы детей крестьян, почему Татищев и начал открывать школы в слободах, — единственный известный нам пример в истории России XVIII в. В 1724—1725 гг. словесная и арифметическая школы стали действовать лишь при новом Екатеринбургском заводе, куда перевели учеников из других школ, в том числе и Кунгурской.
Как все было устроено в первых уральских школах?
Учеба в школах рассматривалась в те времена как обязанность, как повинность. По приказу начальства проводили перепись детей, годных по возрасту отправляли в школу. Поскольку обученных грамоте на дому в арифметические школы приходилось собирать из дальних слобод, дети теряли связь с родными на многие месяцы. Иногда учеников отпускали домой «для взятья харчевых припасов и одежды», а некоторым ни разу не доводилось побывать дома за время обучения.
Обучение было бесплатным, части учеников даже выплачивалось казенное жалованье, но о его назначении порой приходилось хлопотать им самим, подавая прошения. Например, в мае 1723 г. просили о нем 13 подростков. Жалованье составляло 1,5 пуда ржаной муки в месяц и 1 рубль в год на платье и обувь.
«Иногородних» определяли на постой к чужим людям. Поскольку часть жалованья приходилось отдавать хозяевам в обмен на продукты и оплату жилья, подросткам часто приходилось голодать и просить милостыню.
Каких-либо фиксированных сроков обучения не существовало. В первых школах работал один учитель, дети продвигались «в науках» в соответствии со своими способностями. Наиболее успешных, овладевших грамотой, переводили в арифметическую школу, а из нее распределяли к заводским делам по мере надобности. В феврале 1723 г. 12 подростков, приступивших к изучению геометрии на Уктусе, отправили одновременно обучаться самым важным заводским профессиям во второй половине дня.
Как развивалась сеть школ при заводах в дальнейшем?
В Екатеринбурге в 1735 г. открыли немецкую и латинскую школу, где впервые на Урале стали изучать иностранные языки. Обучение в латинской школе объявили обязательным для детей духовенства, проживавшего при заводах и приписных к ним слободах. Одновременно открылись школы рисования и пения. Начали готовить механиков, маркшейдеров, геодезистов, переводчиков, фельдшеров, аптекарских учеников, инструментальщиков и других специалистов. Сеть уральских школ стала крупнейшей в России, причем с широким социальным составом учащихся. В 1735 г. в них обучалось 573 ученика, в 1739 — 791. Детская грамотность среди населения заводских поселков стала приближаться к 100 %, чего не было даже в Санкт-Петербурге и Москве.
Инструкция, разработанная Татищевым в 1736 г. для учителей уральских школ, признана лучшим в России уставом начальных учебных заведений. В ней были развиты положения о профессиональном обучении школьников. Это была первая в стране программа соединения общего образования с обучением ремеслам на школьной скамье. Для иноязычных школ заказывались учебные книги из Академии наук, изданные в ее типографии и закупленные в странах Западной Европы. Эти издания выдавались в пользование ученикам бесплатно.
Как сложились судьбы первых выпускников уральских школ?
Имена многих выпускников уральских школ вошли в историю. Сын солдата Иван Ползунов, обучавшийся в словесной, арифметической школах и у механика Бахорева (1736–1747), стал изобретателем первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового двигателя. Федор Санников, Афанасий Кичигин, сыновья подьячих, обучили десятки учеников геометрии, тригонометрии, чертежам, долгие годы руководили всей сетью школ Екатеринбурга, вышли в горные офицеры. Давид Козицын и Терентий Кочкин, в 1735 г. отправленные в Инструментальную палату Академии наук, с 1746 г. возглавили изготовление математических, геодезических, маркшейдерских инструментов в Екатеринбурге. Сын ученика Уктусской школы Сергея Ярцева, Никита, пройдя обучение во всех школах, включая немецкую и латинскую, первым из выпускников в 1757 г. поступил в Московский университет, был директором первого высшего технического учебного заведения России – Петербургского горного училища (ныне Санкт-Петербургский горный университет), возглавлял уральские заводы, стал автором нескольких трудов, в т. ч. 8-томной «Российской горной истории», первым из уроженцев Екатеринбурга получил звание генерала.
Создано / Изменено: 1 марта 2021 / 1 марта 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12