До старта ЕГЭ остается чуть меньше месяца. О том, как родителям выстроить отношения с подростком в самый важный школьный период, рассказывает доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского гуманитарного института УрФУ Рустам Муслумов.
Нужно ли мамам и папам «кошмарить» ребенка? Чем это грозит?
Дети, конечно, очень разные. Есть тревожные и их, скорее, надо успокаивать, а есть те, кого пугай-не пугай, а они все равно относятся наплевательски. Это не отвергает целый пласт «промежуточных вариантов», к которым, возможно, Ваш ребенок и относится. Так уж сложилось, что у нас в школах в основном ориентируются на «пофигистов», но «тревожные» вынуждены выслушивать угрозы постоянно. Это очень тяжело, когда ты и так переживаешь, а тебя ещё и постоянно пугают.
Если ребенок перегорел и говорит, что ничего не хочет делать, как нужно поступать родителям?
Важен разумный подход к учебе и отдыху. И вот тут помощь родителя необходима. Полезно планировать общий объем работы, понимая, сколько всего надо выучить и как это сделать эффективнее всего, четко следовать прозрачному, понятному и для ребенка, и для семьи реалистичному плану. Желательно избегать эмоциональных качелей от «Представь, как здорово будет, если ты сдашь все на 100 баллов, я в тебя верю!» до «Посмотри, как учатся другие, а из тебя ничего не выйдет, платить за тебя мы не станем».
Ребенок отказывается поступать в вуз и не готовится к ЕГЭ. Говорит, что не хочет стать рабом системы, а хочет быть, как популярные блогеры – получать легкие деньги, не тратя время на скучную учебу и рабский труд. Как поступать родителям?
Основная идея – не критиковать голословно, проявить уважение к позиции ребенка и попросить подтвердить планы реальными делами. Вполне возможно, что ребёнок уже сейчас начал делать первые шаги и зарабатывать реальные деньги. Думается, что такие начинания стоит поддержать – и да, оставить идею с приоритетом высшего образования. Но при этом попробовать договориться о плане «Б», предусматривающем поступление в вуз, – он может оказаться очень полезным, если что-то пойдет не так.
С точки зрения возрастной психологии, какой должна быть мера самостоятельности у выпускника?
Опять же все упирается в индивидуальные особенности. Есть родители, которые приучили своих детей к самостоятельности еще в дошкольном возрасте, и есть несамостоятельные ученики выпускных классов. Подходы к формированию самостоятельности отличаются, но большинство психологов сходятся на мнении, что в основе самостоятельности лежат два навыка, которые надо формировать: 1) навык постановки адекватных целей, которые конкретны, реалистичны и четко зафиксированы во времени и 2) способность доводить до конца начатые дела. Очень важно, чтобы ребенок начинал это делать вместе с Вами, и Вы были бы примером сформированности этих навыков, ну и конечно, получал достойное подкрепление при использовании этих навыков.
Насколько жестким должен быть контроль выпускника со стороны семьи?
Естественно, что большинство подростков остро воспринимает, когда родители их контролируют. Нет универсального рецепта такого взаимодействия. По моему опыту, наиболее приближенным к идеалу оказывается такой вариант, когда ребёнок сам устанавливает промежуточное точки для обсуждения с родителями возникших проблем и той помощи, которая нужна. Так родители показывают определённый уровень доверия, ребенок учится самостоятельности, а ситуация не выходит из-под контроля.
Ответственный секретарь отборочной комиссии Уральского гуманитарного института УрФУ Юлия Пьянкова – советы от специалиста, который ежегодно работает с тысячами абитуриентов.
Большинство вузов уже разместило в открытом доступе информацию о направлениях подготовки, доступных для поступления 2022 году, и тех экзаменах, которые нужны для получения профессии мечты. Если у выпускника есть индивидуальные достижения (их точный перечень нужно узнавать в конкретном вузе) – он получает дополнительные баллы.
Все популярнее с каждым годом становятся различные олимпиады, которые проводят университеты. Даже если школьник понимает, что стать победителем ему не по силам, участие в олимпиадах и конкурсах – это отличная возможность познакомиться с пространством вуза, увидеть преподавателей, найти единомышленников. В некоторых вузах даже сам факт участия добавляет баллы к общей сумме баллов за ЕГЭ.
Количество бюджетных мест известно уже с ноября 2021 года (хорошая новость – на гуманитарных направлениях наконец-то их становится больше), а вот проходной балл зависит от того, как абитуриенты сдадут выпускные экзамены. Не секрет, что сегодняшние выпускники появились на свет в период роста рождаемости в стране. Это означает, что сейчас возникает конкурс и на коммерческие места – даже среди ребят с хорошими результатами ЕГЭ. И, конечно, важно помнить о таком понятии, как минимальные баллы по ЕГЭ – без них вуз в принципе не сможет допустить выпускника к участию в конкурсе на поступление.
Создано / Изменено: 4 мая 2022 / 4 мая 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12