1 сентября в России был запущен проект для молодежи 14–22 лет – «Пушкинская карта». Карта, не имеющая отношения к географии и лично великому поэту, позволит юным гражданам посещать культурные мероприятия на выделенную государством сумму. О том, каковы возможности, перспективы и подводные камни этого проекта, рассказывает старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УГИ УрФУ Сергей Винокуров.
Безусловно, само появление такого проекта в сфере культуры – уже большой шаг для правительства. За долгие годы небезосновательно сформировалось представление о том, что сфера культуры финансируется по остаточному принципу, а все масштабные проекты в этой сфере – чаще всего заслуга самих организаций культуры, нередко вопреки, а не благодаря. Хочется верить, что появление «Пушкинской карты» – это лишь один из шагов государства, за которым последуют новые инициативы.
Естественно, что проект вызвал много вопросов. Так ли нужна такая форма поддержки молодежи? Побудит ли она посещать мероприятия, выставки, спектакли чаще?
Единого мнения тут нет и, наверное, быть не может. Очевидно, что представление о том, что молодежь не ходит в театры и музеи – ошибочное. В этом вопросе нельзя обобщать. В крупных городах посещение культурных событий является одной из важных форм проведения досуга, в том числе и для молодежи, и мы это видим на примере крупных событий Екатеринбурга. Единственное, что успех среди молодежи во многом зависит от самой организации этих событий: удовлетворяет ли она современным запросам и уровню. Ведь чаще всего дело не в цене, а в качестве и актуальности – и не только в актуальности тем, но и в актуальности приемов и методов, относящихся как к созданию самого продукта, так и к технологии работы с целевой аудиторией.
В музейно-галерейной среде Екатеринбурга постепенно сформировался целый пул современных площадок, привлекающих молодежь даже классическими по тематике проектами.
Так, в последнее десятилетия в Екатеринбурге открылось несколько современных культурных площадок, среди которых Ельцин Центр, Центр искусств «Главный проспект», Синара Центр, Центр «Эрмитаж-Урал» и др. Как показала практика, обновленные или совершенно новые friendly-пространства не только популярны сами по себе, но и во многом дают возможности к обновлению событийной политики и характера коммуникации с посетителем.
Так, среди гостей открывшегося в начале июля 2021 года Центра «Эрмитаж-Урал» (один из корпусов Екатеринбургского музея изобразительных искусств) мы наблюдаем бОльшую долю активной молодежи. Характерно, что обновленные технические возможности помогли создать условия для формирования более глубокого интереса к постоянной экспозиции западноевропейского искусства, не наблюдавшегося в таком объеме ранее к той же экспозиции в условиях корпуса музея на Плотинке.
То же можно сказать и про проекты Галереи современного искусства «Синара-Арт». Смена места расположения, расширенные технические возможности для подготовки выставочных проектов (по сравнению с прежним зданием на ул. Красноармейской), внимание к каналам коммуникации с потенциальным посетителем позволили существенно «омолодить» аудиторию галереи, насколько об этом позволяют судить вернисажи галереи.Конечно, и в том, и в другом случае важными факторами такого «омоложения» аудитории являются не только сами «новые» пространства, но и обновление формата событийных мероприятий, параллельная разработка разных стратегий взаимодействия с разными возрастными группами в рамках одного проекта.
«Выставка ради выставки» - работающий долгое время принцип – постепенно уходит из музейных и галерейных организаций и, представляется, скоро уйдет совсем. То же, пожалуй, относится и к театральным постановкам – отсюда такая популярность неакадемических спектаклей, экспериментальных классических постановок, необычных и даже провокационных режиссеров.
Делает ли «Пушкинская карта» все это разнообразие более доступным для всей молодежи?
Если с крупными городами работа с молодежью и может как-то измениться и увеличиться ее объем, то вот с городами поменьше очевидна существенно меньшая потенциальная эффективность «Пушкинской карты» (тем более в отношении малых населенных пунктов), где ей будет попросту негде воспользоваться, если не потратить время и деньги на поездку хотя бы до ближайшего города. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой доступности, которую пытались решить еще в советское время, когда, например, открывались сотни новых музеев, чьи коллекции формировались за счет перераспределений и нередко - передач из собраний крупных столичных музеев.
Таким образом, заявленное расширение возможностей для молодежи населения нужно понимать с большим количеством сносок и исключений.
У подобного рода проектов обычно, помимо высокой миссии, есть и ряд дополнительных и не менее важных задач, которые при неправильном толковании могут быть опасны для самих организаций культуры.
Министр культуры Ольга Любимова в своей речи, посвященной «Пушкинской карте», уже упомянула о том, что это проект для организаций культуры является не только одной из мер поддержки, но и «большим вызовом». И это симптоматично, ведь государство наверняка пожелает с помощью карты провести аналитику «успешных» и «неуспешных» проектов, популярных и непопулярных организаций.
В этом может скрываться большая опасность. Не буду в данном случае первым, кто скажет, что культурные организации во многом страдают от восприятия их как оказывающих услуги и, соответственно, по этим параметрам оценивания их эффективности. Представляется, что помимо этих самых пресловутых «услуг» у театров, музеев, библиотек и т. д. есть куда более важные цели и задачи, чем «посещаемость», «количество выданных книг», «количество показываемых произведений» и т. п. Возможно ли это ценить цифрами? Вряд ли.
Так и с «Пушкинской картой»: не хотелось бы, чтобы она стала одним из инструментов оценивания эффективности организаций культуры. При наблюдении за ежедневными новостями в духе «В Эрмитаж уже приобрели три билета по «Пушкинской карте» или «В такой-то столичный театр приобрела первый билет девушка из Омска» видится возможным и вышеописанный вариант развития события, исключающий объективность оценки изначально по целому ряду причин.
В Екатеринбурге на данный момент к проекту подключились сорок учреждений культуры и ожидается увеличение их количества.
Несмотря на вышесказанное, сама идея таким образом поддержать и, возможно, в ряде случаев инициировать интерес к культурным событиям среди молодёжи – важная и нужная. Как это все сработает для аудитории и самих культурных институций, покажет время, а пока всех адресатов проекта «Пушкинская карта» безусловно призываю воспользоваться этой возможностью.
Ну и напоследок, на правах сотрудника Екатеринбургского музея изобразительных искусств, напомню, что вход в любой из трех наших корпусов для студентов очной формы обучения бесплатный и без «Пушкинской карты»
Создано / Изменено: 16 сентября 2021 / 17 сентября 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12