Накануне 8 марта эксперт Уральского гуманитарного института, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Лариса Соболева рассказывает о том, как виделись обществом права и обязанности представительниц слабого пола задолго до появления манифестов о гендерном равноправии.
Грядущий праздник символизирует достижение женщинами нового статуса, независимости. А как воспринимались женщины в традиционном русском обществе допетровской Руси?
В русской традиции важными считались, во-первых, материнское начало, во-вторых, привнесенная христианством роль женщины в сохранении веры и ее передаче детям. В идеальном образе сочетались выполнение семейного долга и стремление к безгрешной жизни. Знатные женщины тратили свое силы и состояние на основание монастырей, которые для того времени были центрами интеллектуальной жизни. Также в литературе Древней Руси отражается уважение к образованности, начитанности женщин (Ефросиния Полоцкая) и даже их способности к государственным делам (княгиня Ольга, Анна Ярославна).
А как же пресловутый «Домострой», проникнутый патриархальными идеями?
Попробуем непредвзято понять «Домострой», отказавшись от трактовок содержания памятника как консервативного и враждебно настроенного по отношению к женщине и детям.
Так, в «Домострое» появляется важная новая идея о ценности женского труда. Женщины, даже представительницы привилегированных кругов, тратили огромный объем времени и сил на ведение домашнего или монастырского хозяйства. «Домострой» подчеркивает, что дом – не просто место сохранения жизни и спасения от непогоды, но и место, приносящее удовольствие и «сладость» бытия. Домашняя работа получает статус не только важной части бытовой жизни, но и оправдания земного бытия. Быт оценивается как душеспасительный или душепогибельный в зависимости от его качества. Женский труд из разряда незаметного и обязательного преобразуется в условие земной радости и уважения.
Какие советы «Домострой» давал супругам эпохи Ивана Грозного для устроения «рая» в доме и счастливой жизни в браке?
Обустройство дома равно обустройству государства, считал автор «Домостроя». В доме женщина выступает равноправным «управителем» хозяйства. Положение, что жена подчиняется мужу как главе семьи, установленное в христианском понимании гармонии в браке, остается, но при этом подчеркивается ее важная роль: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женой блажен муж, и число дней его жизни удвоится… хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает своего мужа добродетельней». Таким образом возникает важный смысл брака, материальную сторону которого обеспечивает служба и работа мужчины, а человеческое счастье – женщина.
Как должен вести себя глава семейства по отношению к жене и другим домочадцам в видении «Домостроя»?
Автор «Домостроя» акцентирует внимание читателя на ответственности главы семьи за добродетельную жизнь домочадцев, на обязанности воспитывать жену, детей, слуг. Наказание допускается с большими оговорками: «А увидит муж, что у жены непорядок, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом: если она понимает, – тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует... Должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии».
В «Домострое» нет призыва запереть жену в тереме или полностью подчинить ее своей воле. Напротив, «Домострой» в своеобразной форме подчеркивает важность семейной гармонии, осознание ответственности и организацию семейной жизни на основе взаимной любви. Счастливый дом и крепкая семья становятся уважаемой обществом задачей. Но это и начало обретения женщиной самостоятельной судьбы, уверенности в своих силах и преображению в соратника мужа.
А было ли что-то, что не нравилось автору «Домостроя» в поведении женщин?
Да, конечно. В книгу включается описание подозрительных женских бесед и разговоров на неблагочестивые темы и сплетен о соседях. Подробно рассказывается о действиях сводни, которая организует встречи женщин и мужчин, незаконные и аморальные, как считает автор. Приводятся бытовые сценки, которые воспроизводят разговоры с такими «бабами-сводницами», «которые сводят их с чужими мужчинами, да сверх того учат их красть и блудить и прочим порокам». Правилом жизни «Домострой» считает для женщины употребление только «бесхмельной браги», прописывается запрет на «питье втайне» от мужа и поиски веселья. И эти упреки автора говорят нам о том, что женщина начинала в бытовой сфере ценить собственные потребности. Обличения здесь работают «от обратного» и свидетельствуют о начале тех изменений, которые ждали общество на протяжении последующего времени.
Создано / Изменено: 5 марта 2021 / 8 марта 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12