Президент России Владимир Путин поручил правительству изучить предложения по совершенствованию дистанционного образования, в том числе о создании «родительских университетов». На выполнение этой задачи Путин дал срок до 1 августа 2021 года.
В декабре заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов предложил создать родительские университеты для помощи родителям в сложной психологической обстановке и снятия цифрового неравенства между поколениями.
Своим мнением о перспективах реализации «родительских университетов», а также о взаимопонимании и цифровом неравенстве в семье поделился кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского гуманитарного института УрФУ Муслумов Рустам Рафикович
Как Вы можете оценить эту инициативу? И в какой мере цифровое неравенство влияет на отношения в семье между представителями разных поколений?
Разница в цифровой грамотности между поколениями на сегодняшний день действительно колоссальная. Современная молодежь очень динамична, она выросла в цифровой среде и другой жизни не представляет. Многие ребята считают IT-сферу одним из самых привлекательных вариантов для будущей профессиональной жизни.
Но я уверен, что вопросы взаимопонимания в семье не следует сводить исключительно к плоскости цифрового неравенства. Традиционно молодое поколение идет вслед за старшим, во многом равняясь на более взрослых, признавая, хоть и не всегда охотно, их первенство. Сегодняшняя молодежь воспринимает старшее поколение гораздо более критично. Не думаю, что обучением взрослых «интернету» можно это ситуацию кардинально изменить. Тем более что «взрослое поколение» сегодня тоже очень разное, и среди них есть люди, продвинутые в цифровом плане, способные дать фору поколению подрастающему.
Есть и другой аспект озвученной проблемы: цифровая грамотность молодежи во многом мнимая. Владение социальными сетями, способность найти подходящий мем или скачать фильм не является критерием образованности. Если «родительский университет» будет учить старшее поколение новым формам досуга и общения, в которых те не нуждаются, то деньги на реализацию такого проекта можно считать выброшенными на ветер. Более интересными видятся идеи освоения цифровых профессий. Увеличение пенсионного возраста требует создания возможностей трудоустройства с учетом «изношенности» организма, включения пожилых людей в профессиональную цифровую среду.
Огромной популярностью у современных подростков пользуется сервис для создания и просмотра коротких видео «ТикТок». Какое влияние оказывает частое использование этого приложения на психику подрастающего поколения?
«ТикТок» – один из наиболее простых способов освоения информации, который, в общем-то, исходит из естественных способностей мозга воспринимать мир. Однако «естественно» обычно означает «более легко», но не «более полезно». Так, естественно лежать на диване, есть сладкое, но не двигаться или следить за питанием. Возможные негативные последствия от «цифрового фастфуда» – трудности с концентрацией внимания и нарушение сферы интересов. Это не значит, что «ТикТок» нужно оценивать только отрицательно: в нем можно найти и полезный образовательный контент, например, канал «Математика и фокусы».
Если говорить о «тиктокерах», любителях снимать собственные видео, можно отметить и плюсы их увлечения: развивается творческий подход, способность выразить идею в сжатой доступной форме, высокая любознательность. То есть ребенок должен не ограничиваться потреблением контента, но пытаться что-то сделать самостоятельно.
Стоит ли беспокоиться родителям заядлых «тиктокеров»?
Родители всегда могут найти повод для беспокойства. Если речь идет о детях до 10 лет, а особенно дошкольниках, родительский контроль должен, безусловно, присутствовать. Но выглядеть это должно не как «отчитайся, чем ты там занимаешься», а как «расскажи, что интересного ты увидел, покажи, то, что тебе запомнилось». Лучший «антивирус» – участие самого родителя, совместное обсуждение контента с ребенком. То есть не родитель дает ценные указания ребенку, а родитель и ребенок по очереди высказывают свое мнение.
Подростка контролировать вряд ли получится, но важно завоевать его доверие. Ограничение времени использования, наличие четких требований, касающихся учебы и домашних обязанностей, являются необходимым средством выстраивания границ для ребенка. К сожалению, как практический психолог я гораздо чаще сталкиваюсь с тем, что не Интернет, а сама атмосфера в семье наносит ребенку вред. В Интернете ребенок получает то, чего нет в реальной жизни – вот что должно вызывать беспокойство.
Создано / Изменено: 2 февраля 2021 / 2 февраля 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12