Международная Неделя мозга – это международное событие, которое ежегодно отмечается во всем мире по инициативе Общества Нейронаук и Федерации Европейских Обществ Нейронаук. Цель Недели, которая в этом году прошла с 15 по 21 марта, – популяризировать достижения нейронаук и пропагандировать в обществе важность изучения мозга. О том, как развивается детский мозг, на что обратить внимание родителям, какое влияние на развитие мозга оказывают гаджеты, рассказывает Киселев Сергей Юрьевич, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития Уральского гуманитарного института УрФУ.
Какие факторы могут привести к нарушениям развития мозга?
Мозг человека, по крайней мере многие его механизмы, достигают высокой зрелости уже к 9 годам. К сожалению, если мы говорим о современных детях, то их когнитивному развитию может навредить большое количество факторов, начиная с внутриутробного периода развития и протекания родов. Например, кислородное голодание плода впоследствии может проявиться в появление симптомов гиперактивного поведения, когда ребенку сложно концентрироваться, длительно и продуктивно заниматься, когда у него возникают сложности с произвольном контролем и способностью достигать цели. Одной из главных проблем в развитии сегодняшних дошкольников и школьников является виртуализация среды: дети имеют свободный, часто неограниченный доступ к виртуальному миру. Для родителей ребенок, «поглощённый» телефоном или планшетом, иногда удобен, но нужно понимать, что это может быстро привести к формированию цифровой зависимости в детском возрасте, которая особенно опасна для детей с расстройствами поведения и психики, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или с расстройством аутистического спектра – а такие проблемы в развитии сейчас очень распространены.
И к чему может привести цифровая зависимость у детей?
Прежде всего, повышается риск возникновения патологических видов зависимостей, например, алкогольной и наркотической, а также асоциального поведения в подростковом и взрослом возрасте. Конечно, пока мы не можем представить все масштабы того, что нас ожидает в будущем, но специалисты сходятся во мнении, что ситуация действительно серьезная. С другой стороны, у детей, «зависающих» в цифровых устройствах, развивается так называемый «виртуальный мозг», в котором формируются искаженные, далекие от реальности образы мира. В результате возникают поведенческие сложности – это проявляется, к примеру, в том, что ребенок плохо приспосабливается к реальному миру, в частности, к школьной среде. Высока вероятность того, что и во взрослом возрасте человек с искаженным восприятием окружающей среды будет демонстрировать серьёзные проблемы в эмоциональном поведении, социальном взаимодействии и других формах поведения. А если таких людей будет большинство?
Кроме искаженного восприятия реальности, чем еще опасны гаджеты?
Гиподинамией: ребенок меньше двигается, он не осваивает разнообразные двигательные навыки. Это тоже негативно влияет на формирование мозга, так как практически все базовые мозговые механизмы развиваются через движения, с помощью которых ребенок осваивает окружающую среду.
И какие же решения предлагают обществу специалисты? Особенно учитывая, что «цифру» из жизни современного человека исключить невозможно…
Сейчас в профессиональном сообществе ведется очень важная работа по разработке «цифровой гигиены». Сегодня дошкольников в детских садах обучают, например, тому, как правильно чистить зубы или правилам безопасности на дорогах. А в ближайшем будущем не менее важной темой станут и правила взаимодействия ребенка с виртуальным миром. Я очень надеюсь, что будут выработаны научно обоснованные подходы и правила по «вхождению» ребенка в виртуальный мир, найден баланс между цифровым и реальным миром, разработаны рекомендации для родителей по «цифровой гигиене» для детей. А пока мы все должны осознать, что с точки зрения формирования мозга цифровая среда – это территория риска.
Создано / Изменено: 20 марта 2021 / 22 марта 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Задайте вопрос о поступлении в институт:
+7 905 800 35 95 (только WhatsApp)
gumanitarii.priem@urfu.ru
Дирекция института:
пр. Ленина, 51, ауд. 237
Телефон: +7 (343) 389 94 12